«Коррупция стала средством обогащения при помощи служебного положения. То есть не просто способом заработать, а стать богатым», - говорит он.
«Могучая, непобедимая…»
- Борис Васильевич, почему вас интересует именно проблема коррупции?
Досье | |
---|---|
Борис Сидоров родился в 1941 г. в Казани. Окончил юрфак КФУ. Доктор юридических наук, автор более 150 научных работ. Занимался разработкой и подготовкой проектов уголовных законов для Госдумы РФ и рецензированием проектов постановлений Пленума Верховного суда СССР и РСФСР (РФ). Преподаёт в КФУ с 1970 года. |
- Потому что она самая острая и опасная. Экономический ущерб от коррупции огромен. Как правило, латентность, то есть скрытость таких преступлений, остаётся очень большой, потому что бизнес напрямую связан с коррупцией, а нередко и с оргпреступностью, и властью. Отсюда - всевозможные тендеры, конкурсы на различные подряды, которые часто бывают фиктивными.
При существующем положении дел в нашей стране победить это явление невозможно. Сначала следует искоренить социальные предпосылки коррупции - экономическую отсталость страны, сильное социальное расслоение общества, «пролоббированное» законодательство и т.д.
Коррупция стала средством обогащения для чиновников при помощи служебного положения. Взяточников и казнокрадов так много, что даже В. Путин в одном из своих телеинтервью сказал, что если наказывать всех коррупционеров, то, пожалуй, скоро не с кем будет управлять страной.
- В чём особенность коррупции в Татарстане?
- Думаю, в её клановости. Но это есть везде. В областях, где долго правят одни и те же губернаторы, вокруг власти объединяются алчные люди или даже оргпреступность. Она привлекает «своих», то есть образуется «клан». В национальных регионах это усиливается. Специальных рецептов лечения этой болезни именно в нашей республике нет - клановость существует до тех пор, пока у власти стоят представители этих кланов.
- Что вы предлагаете для искоренения взяточничества?
- Я готов предложить свою помощь в разработке антикоррупционных мер. Несколько дней назад наша кафедра завершила изучение присланного в наш адрес проекта постановления Пленума Верховного Суда России «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях». Мы внесли существенные дополнения и изменения в этот важный документ в сфере уголовного судопроизводства. Надеемся, пригодится…
Наши законы о борьбе с коррупцией в условиях сложившейся ситуации довольно либеральные. В декларациях о доходах, а сейчас и расходах, должны указывать данные несовершеннолетних детей и супругов. Но у чиновников часто есть много других родных и близких, через которых они проводят свои незаконные финансовые операции. Надо системно и последовательно вести антикоррупционную работу, выяснять, почему многие из них живут явно не на зарплату.
Что это - как не коррупционная мера наказания за взяточничество - штраф или лишение свободы? В большинстве своём назначается штраф, так как в санкциях статьи 290 УК он стоит на первом месте.
Чтобы бороться с коррупцией, нужно ужесточить закон, а не либерализовывать его. Какой бы ни был штраф, он всё равно зависит от размера взятки, и только от того, который удалось доказать. Взял чиновник 10 тысяч, назначили ему штраф в 50-кратном размере от суммы взятки. И он платит его, как откупается. И каждый остаётся при своих интересах - и государство, которое как будто «наказывает» взяточника, и мздоимец, использующий своё должностное положение.
На мой взгляд, одна из эффективных мер - частая смена чиновников, занимающих те или иные должности в иерархии госструктуры, особенно высокие посты, скажем, через каждые 3-4 года, чтобы человек не успевал обрасти коррупционными связями.
И правильно поступают в государствах, где должностным лицам запрещается принимать подарки, связанные с их службой, независимо от того, где они получены и какова их стоимость.
Два смысла
- Вы согласны, что российские законы - «что дышло, куда повернул, туда и вышло»?
- Нет, если закон ясный для понимания, однозначно толкуется и добросовестно применяется. Однако коррупция часто подталкивает и законодателя, и правоприменителя к тому, чтобы толковать его в свою пользу.
Нельзя забывать и того, что в несправедливом обществе, где лишь провозглашается, но не гарантируется равенство прав всех граждан перед законом и судом, закон нередко становится «дышлом», которое поворачивается в интересах сильного и богатого. Думаю, законность даже несовершенная, часто переступаемая и нарушаемая, всегда лучше, чем беззаконие вообще, к сожалению.
- Может, проблема в правовой неграмотности людей? Ведь человек, дающий взятку (например, инспектору ГАИ), должен понимать, что совершает преступление.
- Среди причин и условий коррупции правовая неграмотность граждан - на одном из последних мест. Сейчас в нашем обществе для взяточничества создана благоприятная ситуация, когда простой человек не может решить основные жизненные вопросы с помощью закона; необходимость вынуждает людей обращаться за каждой мелочью к чиновникам; существует неоднозначная трактовка законов, их понимание теми, кто их исполняет. Всё это вынуждает людей дать взятку! К тому же правовая грамотность населения чрезвычайно низкая - имею в виду незнание гражданами своих прав, неумение защищаться. Даже несмотря на обилие юристов.
- В вузах молодёжи рассказывают о противодействии коррупции. Но есть ли толк?
- Да, мы читаем студентам лекции по этой тематике, причём не только на юрфаке, но и на других факультетах и в подразделениях университета, проводим круглые столы, мосты с другими странами - США, Голландией и т.д. Ребята очень внимательно слушают и предметно реагируют. Вместе с тем видно и какое-то недоверие к оратору. Мол, «вы говорите-говорите, а на самом-то деле ничего не меняется». Однако вникают, задают вопросы. Наша работа в научном кругу - это хорошо, но беда в том, что далеко не все наши выводы и рекомендации принимаются властью.