Примерное время чтения: 8 минут
186

«Вася, а сам ты всё умеешь?» Борис Любимов о Качалове и «блогерском конвое»

Ректор Щепкинского училища стал почетным гостем Качаловских чтений. Конференция проходила в Казанском театре им. Качалова, в котором установлен единственный в стране памятник великому артисту.
Ректор Щепкинского училища стал почетным гостем Качаловских чтений. Конференция проходила в Казанском театре им. Качалова, в котором установлен единственный в стране памятник великому артисту. пресс-служба Казанского большого драматического театра им. Качалова

Первые в стране Качаловские чтения состоялись в Казани в честь 150-летия великого артиста Василия Качалова. Участниками научно-практической конференции, посвященной русскому психологическому театру, стали учёные и театральные деятели из 15 регионов РФ.

В чём секрет успеха одного из первых народных артистов СССР, какой по счёту спектакль лучше смотреть обычному зрителю, чем опасны чаты - об этом и многом другом, рассказал почётный гость Качаловских чтений, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.

«Васильчич Иванович»

Отношения с семьёй Качалова уходят в глубину истории моего рода. Бабушка видела его во всех ролях. Отец встречал вместе с Качаловым Новый 1934 год в доме Ермоловой. Отец тогда жил в этом доме, будучи 20-летним студентом. А Качалов пришёл к своей знакомой - дочери Ермоловой, которая была крестной матерью моего отца. Отец брал интервью у Качалова, у его жены - актрисы, режиссёра, педагога Нины Николаевны Литовцевой.

В театр родители начали приводить меня с пяти лет. Отец вспоминал, что в детстве я уже знал все Качаловские фотографии, называл его «Васильчич Иванович Качалов». К 10 годам уже мог назвать все его роли.

Первый артист первого театра

Думаю, что о феномене Качалова лучше всех сказал Станиславский. Сохранился экземпляр книги, которую один из основателей Московского художественного театра подарил Качалову. Станиславский  написал: «Вы счастливец. Вам дан высший сценический дар - обаяние». У Качалова был максимум обаяния среди актёров его поколения, предыдущего, последующего.

Александр Яковлевич (Славутский - худрук, руководитель Казанского Русского Большого драматического театра им. Качалова - Прим. авт.) сказал, что средний возраст артистов в театре Качалова - 38 лет. Этот возраст - расцвет жизни Василия Ивановича Качалова. В 38 лет он сыграл Ставрогина в «Бесах», к этому времени в его репертуаре уже были Чацкий, Гамлет, Иван Карамазов. Он стал первым актёром первого театра России и, думаю, что первого - в то время - театра Европы и мира.

Как заработать деньги

Сегодня без слова «деньги» не обойтись... Когда Качалов уехал из Казани работать в МХТ (предложение вступить в труппу получил в 1900 г. - Прим авт.)  жалование он получал меньше, чем в Казани. Театр только начинался, труппа была очень бедная. А в 1913 г., когда Качалову было 38 лет, его жалование уже равнялось жалованию губернатора. Артист арендовал 12-комнатную квартиру. У его сына был свой, как сейчас бы сказали, зал для фитнеса. Но при этом Качалов ни разу не опускался до ширпотреба, низменного репертуара. Художественный театр опирался на Грибоедова, Гоголя, Островского (Зощенко и Булгаков тогда ещё не писали) - на тот самый высокий репертуар - сочетание большой литературы, русской и мировой.

Преподаватель

Качалов никогда не занимался режиссурой, никогда не занимал никаких общественных и высоких должностей. Однажды, ещё до 1917 г. Станиславский позвал его преподавать. Качалов оделся и уже собрался выходить из дома. В этот момент его сын Вадим Шверубович - в будущем один из создателей постановочного факультета Школы-студии МХАТ, спрашивает: «Вася (он звал отца Вася), а ты куда?». «Вот пойду преподавать в студию, которую сейчас организуют». «А ты что сам всё умеешь?».

Качалов задумался, снял пальто, остался дома и больше никогда не преподавал. Даже не пробовал начать это делать.

Современный театр

Он должен быть прежде всего разнообразным. И весёлым, и грустным, ищущим, трагическим, необыкновенно радующим зрителя. Все формы возможны. Но в России, как сказано было когда-то про поэта, актёр больше, чем актёр. Так было во все времена - от Фёдора Волкова, который принимал участие в воцарении Екатерины Второй, вплоть до наших дней, когда актёры становились министрами, как Юрий Соломин, Николай Губенко. Это не значит, что все должны быть на таких постах. Но, тем не менее, общественная позиция актёра, его высказывания очень важны.

Сейчас, мне кажется, есть тенденция, когда принижается роль и драматурга, и актёра в угоду режиссёру. Если посредственный режиссёр подменяет собой Лермонтова, Гоголя и отодвигает на второй план актёра - вот это, по-моему, скверно.

Если говорить о постановке последнего времени, которая заставила меня задуматься о многом, в том числе и о судьбах России, - это «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева - писателя Серебряного века и русского зарубежья, в Российском академическом молодежном театре в постановке Алексея Бородина. Я увидел там образ будущей России - такой, какой она могла бы быть и как она виделась в 1911 г. Зайцеву и в 2024 г. Бородину. Это спектакль с мощным зарядом потенциальной энергии.

Зритель 15-го спектакля

Так говорили в старом МХТ во времена Качалова, потому что на первые 15 спектаклей обычно шёл бомонд, интеллигенция. А обычный зритель приходит после 15-го спектакля.  Иногда спектакли идут хуже после 15-го показа, иногда - лучше, потому что они «вырастают». В любом случае театр отличается от кино тем, что действие происходит здесь и сейчас, сегодня. Это живые люди у меня на глазах. И зрители смотрят спектакли по нескольку раз, потому что каждый раз получают чуть-чуть другое ощущение.

Есть и ещё одна составляющая театра, из-за которой он всегда был немножко опасен - больше, чем литература. Это коллективная реакция зрителей. Как читает дома человек книгу, знает только он, семья. А в театре вы засмеялись на определённой минуте, зааплодировали на определённой реплике, заскучали на определённом действии... Социология зрительного зала для меня ничуть не меньше важна, чем эстетика того, что происходит на сцене. Недаром было сказано: «Рампа - линия огня».

Критик становится блогером

Уверен, театральная критика очень нужна. Если почитать письма Пушкина 1820 гг., то его больше всего беспокоит отсутствие на мировом уровне русской прозы и критики. Критика ему была необходима. Фактически первым прозаиком и первым критиком стал он сам.

Люди театра всегда ждут отклика на то, что они делают.

Для меня критика - это прежде всего аналитика. Один из первых философов Платон отделял мнение и знание. Знание - это когда ты знаешь ситуацию - в футболе, в литературе, в кинематографе, в театре… Когда эти знания складываются в некоторую картину, в твою «таблицу Менделеева», тогда ты уже работаешь как социолог, видишь тенденции - от чего отходит театр, к чему он идёт.

Иммунитет от чатов

На вопрос, есть ли сейчас театральная критика, отвечу: «Конечно, нет!». Прежде всего, потому, что нет места, где можно было бы себя реализовать. В начале XX в.было множество театральных журналов  - разного качества, разной направленности. В 1960-е годы, даже в 1990-е были такие журналы.

Сейчас критика уходит в другое дело - критик становится блогером. Это не хорошо и не плохо. В этом есть свой плюс - в блоге человек свободен от какого-то редактора. Но с другой стороны, это несёт огромное количество элементарных фактических ошибок. Я уже не говорю о качестве русского языка.

Тут, на мой взгляд, есть и ещё одна большая беда. Сегодня все мы существуем в чатах. Мы зависим не от общественного мнения, а от чатиков, от того, что в моём чатике сказали. Вот этот «блогерский конвой» - опасная штука, нужно вырабатывать иммунитет.

ДОСЬЕ

Борис Николаевич Любимов

Завкафедрой истории театра России ГИТИС, замдиректора по творческим вопросам Малого театра России, кандидат искусствоведения.

Родился 29 июня 1947 г. в Москве в семье литературоведа, переводчика Николая Любимова.

Окончил ГИТИС. Кандидат искусствоведения.

 Жена - актриса Мария Шверубович, внучка В. Качалова скончалась в 2018 г.

Дочь – Ольга Любимова, министр культуры РФ.

КСТАТИ

У Качалова не было законченного высшего образования. Учась на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, он начал там играть в драматическом кружке. Затем оставил университет и в 1897 г. вступил в труппу Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов. Казань артист выбрал в том числе и потому, что в этом губернском городе был университет. Одно время Качалов учился в Казанском университете, но диплом об окончании так и не получил.

Качалов впервые вышел на сцену Казанского городского театра в одноактной комедии К. Тарновского «Когда б он знал». Спустя месяц - благодаря своей выразительной внешности и совершенно замечательному голосу, он уже был замечен публикой. За три года в Казани и Саратове Качалов сыграл более 150 ролей.

Качалов с удовольствием выступал в театральных капустниках, писал весёлые, озорные стихи. Уже будучи известным, легко переходил на ты с молодыми актёрами.

Артист обладал внутренней отвагой, свободой, смелостью. При огромном успехе, которого он достиг, никогда не боялся ходить по непроторенным дорожкам. Охотно участвовал в экспериментальных спектаклях МХТ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах