Примерное время чтения: 7 минут
113

Рамиль Шарифуллин: Главное для судьи, не бояться принять решение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Татарстан 30/11/2011

- Рамиль Анварович, как становятся судьями?

- Я пришел в судейскую систему из адвокатуры почти 20 лет назад. Хотя последние годы выходцы из этой среды редко поступают на работу в судебную систему. Как правило, предпочтение отдаётся сотрудникам аппарата судов, работникам следственных органов и прокуратуры. Считается, что адвокатский опыт мешает в судейской работе. Но ситуация меняется – глава Верховного суда РТ поставил задачу пересмотреть кадровую политику. Нам предстоит расширить круг людей, которых мы могли бы принимать на работу. Принято решение активизировать работу комиссии по кадровому резерву, привлекать юристов с большим опытом и знаниями в отдельных отраслях права. Но образование это далеко не все, судья должен обладать множеством качеств: порядочностью, высоким интеллектом, он должен быть ответственным и добросовестным.

- Требований много, а кто проверяет судей на соответствие занимаемой должности? Чиновники, например, регулярно проходят тесты на полиграфе.

- Такого законом не предусмотрено. Соответствие кандидата требованиям проверяется вначале экзаменационной комиссией. Затем квалификационной коллегией судей: привлекался ли он либо его близкие родственники к уголовной, административной ответственности, являются ли они учредителями коммерческих организаций. Кандидат обязан представить медсправки об отсутствии у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Также он проходит психодиагностическое обследование.

- Кадровый вопрос особенно актуален в свете резонансных дел, возбужденных в отношении ваших коллег. Я имею ввиду дело Эдуарада Солдатова.

- Конечно, для нас это трагедия. Тогда гражданами был организован пикет перед зданием Верховного суда республики. Мы вышли к ним и убеждали их в том, что все вопросы по этому делу будут рассматриваться беспристрастно.

- МВД регулярно «вылавливает» оборотней в погонах…

- Специальной службы по внутренней безопасности у нас нет. Но при совершении дисциплинарного проступка или грубого нарушения Кодекса судейской этики, судьи сами подают в отставку, либо в отношении них применяется процедура прекращения полномочий.

Мера наказания

- Насколько активно в Татарстане работает суд присяжных?

- С их участием было рассмотрено множество дел, в том числе резонансных: «29-й комплекс», «Жилка» и др. В этом году присяжные вынесли обвинительный вердикт по 7 делам в отношении 52 человек, один оправдан. Но мнение о них разное, многие относятся к ним скептически, так как присяжные выносят вердикт с точки зрения обывателя (не в худшем смысле этого слова). Различные мнения и в судейском сообществе. Процедура их участия в слушаниях сложна и с организационной точки зрения, например, с большим трудом удается привлечь работающих граждан. Кто отпустит сотрудника на слушание дела, которое может длиться несколько месяцев? Но раз это право предусмотрено законом, то оно должно реализовываться.

- Люди сейчас стали больше обращаться в суд, чтобы защитить свои права?

- Ежегодно наблюдается прирост в кассационной инстанции в среднем на 20-25 %. Особый рост отмечается по гражданским делам (по сравнению с 2006 годом - практически 100%). Если 10-15 лет назад судей по уголовным делам было больше, чем по гражданским, то сейчас обе коллегии сравнялись. Думаю, что это показатель развития общества.

- Многие обыватели убеждены, что суды сегодня подконтрольны. В чём сегодня проявляется независимость этой ветви власти?

- В умении судьи руководствоваться только требованиями закона. Конституционные гарантии позволяют судье действовать независимо, не подчиняясь какому-либо влиянию, например, общественному мнению, от которого на самом деле сложно абстрагироваться. Ни один судья не хочет выносить решение, которое в последующем может быть отменено или признано незаконным. Поэтому самое главное - не бояться принимать решения, потому что судья, который этого боится, – уже не судья.

- Но как быть с обычными человеческими чувствами? Жалость, сострадание, сомнение…

- С этим практически невозможно совладать. Но принять решение – твоя работа. Судья каждый день работает на грани – пойти на снисхождение и применить, например, условное наказание, или назначить более жёсткое. Всегда есть масса моментов: явка с повинной; степень тяжести совершенного преступления; личность подсудимого; потерпевшие, которые в судье видят символ справедливости, но понятие о ней у них отличается от того, что регламентирует закон. Последний выступает как регулятор, заставляя судью принять сбалансированное решение. И иногда судья может пойти на снисхождение, чтобы дать человеку шанс исправиться и начать новую жизнь.

Казнить или миловать?

- Самое сложное решение, какое вам приходилось принимать?

- В 2000 году я рассматривал дело в отношении Марханова, он обвинялся в изнасиловании и убийстве 6-летней девочки. До этого он уже был осужден на 8 лет за изнасилование (тогда это был минимальный срок за преступления такого рода). При принятии решения я думал о том, что если бы в первый раз Марханову назначили более суровое наказание, то, возможно, девочка осталась бы жива. К сожалению, в жизни нет места сослагательному наклонению. Я назначил максимальное наказание – 25 лет.

- Какое преступление, на ваш взгляд, является, самым страшным?

- Те, что связаны со сбытом наркотиков. Это проблема, которой нужно заниматься на уровне государства и общества. Сбытчик становится убийцей не одного человека, а десятков, сотен. Судебные решения, как правило, максимально жёсткие по этим статьям.

- Приходилось ли вам назначать высшую меру?

- Да, приговорил к расстрелу молодого парня за убийство четырёх человек. Затем указом президента его помиловали и назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет.

- Нужно ли сегодня отменить мораторий на этот вид наказания?

- В обществе есть темы, на которые нет однозначного ответа. Среди них и вопрос о смертной казни. Среди судей-практиков многие выступают «за» (речь о наиболее тяжких преступлениях). Ведь они непосредственно сталкиваются с чудовищными последствиями отдельных преступлений, и с потерпевшими, которые требуют возмездия.

Досье

Рамиль Шарифуллин родился в 1962 в Альметьевске, окончил юрфак КГУ, кандидат юридических наук. Работал судьей в Набережных Челнах, с 1998 г. – судья Верховного Суда РТ, с марта 2000 г. – председатель Вахитовского райсуда Казани. С апреля 2006 г. – первый зампредседателя Верховного Суда РТ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах