Татарстан, 26 апреля, АиФ-Казань. «Нужен новый Уголовный кодекс! УК в действующей редакции содержит сотни поправок, работать с ним очень трудно», - считает Сергей БАЛЕЕВ, доцент кафедры уголовного права юрфака К(П)ФУ, автор спецкурса «Организованная преступность и меры борьбы с ней».
Вездесущие
- Сергей Александрович, дело с одной из нашумевших в своё время группировок приняло неожиданный оборот…
- Решение присяжных - просто нонсенс! Когда, казалось бы, вина подсудимых очевидна. Прокуратура обязательно должна обжаловать это решение в вышестоящие инстанции и добиться, чтобы лидеры ОПГ не ушли от ответственности.
- С 80-ми и 90-ми вроде всё понятно - разборки, драки, передел сфер влияния… А что такое оргпреступность в современном понимании?
- Есть много подходов к определению данного понятия. Некоторые из них сводят его лишь к деятельности организованных преступных групп, но это понятие гораздо шире. В современном понимании оргпреступность - это «смычка» общеуголовной, экономической, коррупционной преступности.
Если обычная преступность выдавливается из общественной жизни, то организованная способна встраиваться во все сферы. Это касается и идеологии, и культуры, и политики и т.д. Она внедряется в наиболее прибыльные сферы экономики. И число преступлений - как общеуголовных, так и экономических - медленно, но неуклонно растёт.
Читайте также: | |
---|---|
Почему оправдали ОПГ «Перваки»? | |
Дело «Перваков»: в составе присяжных были родственники членов ОПГ |
- Каковы предпосылки появления организованной преступности?
- Истоки «казанского феномена» берут начало в 1974 г., когда на ул. Авангардной (завод «Теплоконтроль») объединились около 20 взрослых ребят, зарабатывали они грабежами. Чтобы распространить сферу влияния на другие районы, «тяпляповские» объединили вокруг себя подростков. Необходимость защищаться от их набегов привела к тому, что ребята из других районов тоже объединялись в группы. А потом междоусобные войны превратились в раздел сфер влияния.
Свою роль играет своеобразная романтизация криминальных авторитетов, и в значительной степени в этом виноваты СМИ. Телевидение заполонили сериалы и передачи о «крутых» бандитах. Нет в стране и идеологии, национальной идеи. Родителям стоит внимательнее относиться к детям, заниматься ими, а не ждать, пока государство за них решит проблему занятости подростка.
- В чём разница между сегодняшним днём и 70-90-ми годами? И возможно ли повторение «казанского фемомена»?
- В те времена преобладали грабежи, кражи, убийства и т.д. В 90-е они переросли в новый для нас вид преступности - рэкет. Сегодня участники оргпреступности - это не бандиты в красных пиджаках, а чаще всего уважаемые предприниматели, внешне порядочные члены общества, но, по сути дела, привносящие в экономику криминальные методы. Думаю, что в силу этой трансформации организованной преступности повторение «казанского феномена» в том виде, как это было в 80-90-е, уже невозможно. Даже при условии возвращения из мест лишения свободы когда-то осуждённых членов ОПГ. Возможен всплеск чисто криминальных проявлений. Так, например, бывшие участники группировки «Тяп-Ляп» после освобождения пытались вновь войти в эти структуры. Но не были востребованы. Действующие криминальные лидеры не заинтересованы давать кому-то ещё возможность контролировать уже поделённые сферы.
Система мер
- Можно ли вообще победить оргпреступность?
- Это явление сопровождает любое общество. И задача государства - установить барьеры, чтобы удержать преступность на социально терпимом уровне, когда она не является разрушающим фактором для экономики.
- Похоже, что у нас этого барьера нет…
- В первую очередь следует привести в порядок правовую базу, так как сейчас российское законодательство не во всём отвечает потребностям практики.
Нет специального закона, который был бы нацелен на противодействие оргпреступности. Как, например, закон РИКО в США, принятый ещё в 70-е годы XX века. Он включает в себя уголовно-правовые, процессуальные, организационные и финансовые меры борьбы с этим явлением.
В 2003 году из российского Уголовного кодекса исключили конфискацию имущества - обязательный элемент борьбы с оргпреступностью в любой развитой стране. И это на фоне заявлений о необходимости бороться с организованной преступностью и коррупцией! И только через три года под давлением общественности вернули, но уже в другой юридической сущности. Сейчас это мера назначается по усмотрению суда и то не за все составы преступлений.
Не могу принять и либерализацию УК в части наказаний за некоторые экономические преступления. Из-за несовершенства законодательной базы криминальные лидеры могут уходить от адекватной ответственности и наказания.
Уголовный кодекс в действующей редакции содержит сотни дополнений и изменений. Не может самый суровый закон так часто и не всегда продуманно меняться!
- Что ещё мешает, кроме юридических аспектов?
- Непоследовательные действия наших властей. Например, в 2008 г., будучи Президентом России, Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении Управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией при МВД, которое с 90-х вело борьбу с этими явлениями. Основным костяком противодействия организованной преступности должны быть оперативные работники. И упор нужно делать на оперативно-разыскную работу. Нужны хорошо подготовленные профессионалы, адекватные способы, методы работы.
Кривое правосудие: Почему добиться справедливости нельзя даже по решению суда? >>
В конце 80-х годов в связи с «казанским феноменом» появилось спецподразделение. Это были асы! Туда отбирали лучших из числа сотрудников угрозыска и отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
- Сейчас профессионалов днём с огнём не сыскать?
- После юрфака и армии я полгода провёл на казарменном положении, в спецшколе - чтобы получить возможность работать в оперативном подразделении. Ребята, не имевшие юридического образования, учились год. Сегодня этого нет - месяц, ну, может, два-три максимум. И эту проблему надо решать, может быть, создавать какие-то специальные группы, чтобы учить будущих оперативников работать с информацией, документами, материалами и, конечно же, людьми.