Трудное дело
Процесс начался в 2012 году, став одним из самых громких за последние годы. На скамье подсудимых оказались четверо: Ф. Юсупов, В. Лукоянов, С. Сардаев и Л.Андреев (судебное производство в отношении последнего позже приостановили из-за ухудшения здоровья). Им вменяли шесть убийств, в том числе гибель предпринимателя Тимура Атнагулова, застреленного в подъезде собственного дома в 1999 году, а также незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Для каждого подсудимого прокуратура требовала не менее 10 лет лишения свободы.
Шёл процесс тяжело. Адвокаты пытались дать отвод судье, инициировали проверку одного из следователей. А потом обвиняемые потребовали суда присяжных, и разбирательство началось заново. Итог удивил.
Не панацея
На прошлой неделе прокуратура объявила, что будет обжаловать приговор. Первый зампрокурора РТ Артём Николаев сообщил, что основной вопрос у ведомства к присяжным, проявившим редкое единодушие при вынесении решения. Не считая двух вопросов, девять человек проголосовали за недоказанность вины подсудимых по всем преступлениям.
Кстати | |
---|---|
В Казани был прецедент, когда прокуратура добивалась пересмотра дела ОПГ. В 2010 году огласили приговор 11 участникам группировки «Севастопольские». Их лидеру, бывшему спортивному директору «Рубина» Р. Сайманову дали 6 лет тюрьмы, а бизнесмена Р. Юсупова выпустили. Через год дело рассмотрели заново. Многим фигурантам добавили срок, в том числе 2,5 года Сайманову, а Юсупова посадили на 8 лет. В конце прошлого года Вахитовский суд Казани освободил Сайманова досрочно. Но вновь вмешалась прокуратура, и Верховный суд РТ отменил решение коллег. |
- Обжаловать приговор можно, если были процессуальные нарушения, - объясняет адвокат Юлия Сорокина, которая работает на суде присяжных по другому делу. – Например, если выяснится, что кто-то из присяжных раньше был сотрудником правоохранительных органов, имеет судимость, является родственником обвиняемого. Или же в случае, если не были представлены какие-то доказательства. Сам вердикт не оспаривается. Присяжные приняли решение. И говорить о том, что они неправы, нельзя.
- Всё будет зависеть от того, какие доводы найдёт прокуратура, - считает адвокат Эдуард Иванов. - Если говорить о судах присяжных в целом – это не панацея. Неправильно думать, что они устраняют дефекты нашего правосудия и избавляют от возможных ошибок. Уже освоена технология манипулирования присяжными, их замены и устранения. Может подбираться заведомо неправомерный состав, чтобы потом проще было обжаловать вердикт. Кстати, оправдательные приговоры они выносят чаще, чем судьи. Может ли оказываться давление на присяжных? В целом, угрозы участникам процессов, включая судей и адвокатов, поступают нечасто. Если подобное случится с присяжным, то привлекут полицию, судебных приставов. Будут разбираться по факту.
Среди доводов прокуратуры - создаваемый стороной защиты общественный резонанс через митинги и СМИ, что могло повлиять на мнение присяжных. Кстати, один из них был замечен на митинге, однако отстранять его суд не стал. Эти и другие обстоятельства станут основой для апелляции.