«Следствие и надзор должны быть разделены, только в этом случае рассмотрение дел будет качественным и независимым», - считает Павел НИКОЛАЕВ, глава следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Татарстан.
Взяткам - бой
- Павел Михайлович, какие уголовные дела занимают основное место в работе Следственного комитета?
- Приоритетные направления – это прежде всего борьба с организованной преступностью, бандитизмом, коррупцией, рейдерством, защита прав несовершеннолетних. С 2012 г. в наше ведение полностью переходят все дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также дела, связанные с должностными преступлениями, в том числе – взятками. Тем не менее, все эти дела мы будем разрабатывать в тесном взаимодействии с другими службами – МВД, ФСБ, прокуратурой и т.д.
- Некоторые представители правоохранительных органов сетуют, что и так нет времени на оперативную работу, они завалены бумагами. Отсюда – падение уровня раскрываемости преступлений.
- Раскрываемость растёт, и на сегодня она достаточно высока. Например, в среднем только 5% убийств остаётся нераскрытыми. Это очень хороший показатель, несмотря на то, что помимо убийств мы занимаемся расследованием достаточно широкого спектра преступлений. При этом, как я уже говорил, с 2012 года работы у нас прибавится, поэтому нам выделят дополнительные штатные единицы. Хотя нагрузка и сейчас значительна: у каждого следователя в производстве 5 уголовных дел, ежемесячно в суд направляется 2 дела. Есть другая проблема: средний возраст 75 процентов наших сотрудников - 30 лет и средний стаж работы – 2 года, то есть по большому счету, это молодые ребята, которые «пороха не нюхали». Поэтому большое внимание уделяем наставничеству, учим уму-разуму нашу молодежь.
- Недавно было возбуждено уголовное дело в отношении главы Верхнеуслонского района. Борьба с коррупцией набирает обороты?
- Президентом России утвержден Национальный план по противодействию коррупции. Президент нашей республики также проводит целенаправленную работу, призванную исключить факты коррупции и создать нетерпимость к любым её проявлениям. Борьба с коррупцией является приоритетным направлением деятельности в Следственном комитете, в ФСБ, МВД, прокуратуре – такова государственная политика. Показатели деятельности нашего следственного управления свидетельствуют о росте количества сообщений о преступлениях коррупционной направленности и как следствие, возбужденных уголовных дел этой категории. Если по итогам 2010 года нами было возбуждено 242 уголовных дела коррупционной направленности, то за 11 месяцев 2011 года уже 333. Как видите, наблюдается значительный рост. Это происходит, в том числе, благодаря тому, что в последнее время граждане стали чаще сообщать о фактах коррупции в правоохранительные органы.
- В Сингапуре коррупцию победили жёсткими методами. Может, нам стоит их внедрить?
- В мире много стран, где с этим злом эффективно борются. Если и мы хотим искоренить взяточничество, то стоит брать все самое ценное из мирового опыта, выходить с законодательной инициативой, и, учитывая на наш менталитет, выбрать оптимальные средства.
- Вот вы говорите, что в гражданах повысилось правосознание, социологи утверждают, что, наоборот, общество апатично и люди ни во что не верят…
- В последнее время ситуация изменилась: граждане стали больше доверять правоохранительным органам, так как те сейчас более открыты, у всех силовых структур работают сайты, телефоны доверия и т.д. К примеру, дело в отношении экс-судьи Э.Солдатова. Ситуация там была достаточно сложной: он категорически не признавал вину, несмотря на объективные доказательства. Мы через свой сайт обратились к гражданам с просьбой оказать содействие. Нашли дополнительных свидетелей, что привело в итоге к признанию Солдатовым своей вины.
- Но тем не менее Солдатов избежал ответственности, его даже водительских прав не лишили! А вы столько усилий приложили…
- Мы не обсуждаем вступившие в силу приговоры судебной инстанции.
Эхо 90-ых
- В этом году были вынесены приговоры лидерам одной из самых нашумевших группировок – «Севастопольские». Татарстан близок к победе над оргпреступностью?
- По сравнению с 90-ыми годами ситуация изменилась. Многие из тех, кто делал криминальную «погоду» в то время, занялись легальным бизнесом. Но говорить, что победа одержана, рано: раскрыты далеко не все преступления, совершенные, по нашей информации, участниками ОПГ 90-х. Молодёжь, которая приходит им на смену, уже не так организована, хотя в их распоряжении имеются немалые деньги, современное огнестрельное оружие, коррумпированные связи, позволяющие «опэгэшникам» вкладывать деньги в легальный бизнес. Накоплен огромный опыт в борьбе с ОПГ, допустить прежнего разгула нельзя. В этом году уже передано в суд дело в отношении банды «Курицынские», возбуждено дело по банде Фрола, которые совершали убийства, грабежи и др. преступления, расследуется уголовное дело в отношении нижнекамских бандитов. Параллельно идет профилактика преступлений среди несовершеннолетних, которые являются основным «сырьем» для группировок. Если пустим на самотек вопросы воспитания молодежи, то возвращение ОПГ образца 90-ых вполне возможно. Тем более, что выходящим из мест лишения свободы бывшим авторитетам понадобятся «новобранцы».
- Один из полицейских признался: когда «севастопольских» отпустили из зала суда из-за давности совершенных преступлений, у оперов просто опустились руки: масса проделанной работы, как говорится, «коту под хвост». У вас не возникло тогда подобного чувства?
- Мы, как правило, не обсуждаем решения суда. Хотя тогда, конечно, тоже были удивлены вынесенным вердиктом. Но прокуратура внесла соответствующее представление, дело было пересмотрено, и бандиты получили реальные сроки.
Спецы особого значения
- Когда будет передано в суд уголовное дело по «Булгарии»?
- Думаю, в ближайшие месяц-два - расследование подходит к концу. Дело находится в производстве Следственного комитета России, в следственной группе работают и наши ребята.
- Сотрудники МЧС после ликвидации последствий катастрофы проходили психологическую реабилитацию. А следователи?
- Нет, реабилитацию не проходили. Если человек идет работать в следственный орган, он не должен бояться таких вещей, так как ему практически ежедневно придется с ними сталкиваться. Все будущие сотрудники проходят 5 ступеней тестового контроля: на знание теории, русского языка, на стрессоустойчивость и т.д. Если человек прошёл эти испытания, то предполагается, что он должен справиться. Бывает, что молодой специалист, проработав немного, признаётся, что он многое предполагал, но такое – нет, и уходит. Но это редко. Радует, что процент увольняющихся за последнее время всё-таки снизился. Ведь чем опытнее человек, тем проще ему расследовать дела. Чем качественнее он работает, тем лучше проходят дела в суде и тем выше вероятность того, что виновный будет наказан.
Досье «АиФ»
Павел Николаев родился в 1970 году в Казани. Окончил в 1994 году юридический факультет Казанского госуниверситета. Начинал работать в должности старшего следователя прокуратуры города Казани. С августа 2010 года возглавил следственное управление Следственного комитета РФ по РТ, полковник юстиции.