Примерное время чтения: 8 минут
298

Какие версии покушения на муфтия Татарстана отрабатывает следствие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Татарстан 25/07/2012

Версия №1. Денежная

Михаил Бабич

 

 ДУМ РТ стало туроператором хаджа, потеснив на рынке компанию «Идель Хадж», созданную предыдущим муфтием. Накануне теракта в СМИ было размещено открытое письмо мусульман, в котором они требовали предоставить квоты на хадж этой компании. Цена вопроса – сотни миллионов рублей.

Михаил Бабич, полпред Президента РФ в ПФО:

- Я бы сказал не о версии, а о проблеме: кто отправляет в хадж, по каким принципам отбираются люди, кто финансирует эти мероприятия, как собираются и учитываются деньги. Есть целый набор таких вопросов, которые находятся в сфере, не доступной для конт­роля. Объём финансирования хаджа в РТ– около 150-160 миллионов рублей. Это существенная цифра, за которую потенциально могут бороться.

 

 

Версия №2. Экстремистская

Фарид Салман

 

Фарид Салман, председатель Совета улемов Всероссийского муфтията:

- Ещё Валиулла хазрат подчеркивал, что люди есть, в том числе и среди руководящих структур, которые связаны с ваххабизмом, салафизмом. Я считаю, что никакого экономического и иного подтекста, кроме профессионального, в случившемся нет.

Тем более угрозы в адрес и Валиуллы хазрата, и Илдуса Файзова звучали давно. Если пролистать сохранённые страницы интернет-форумов, сообществ, то они полны угроз. Некоторые скрываются за экзотическим никами, а авторы некоторых даже не скрывали свои фамилии. Я не сомневаюсь, что это сделали экстремисты, это их почерк. Накануне священного месяца Рамадан они как раз активизируются. Это не только в Казани, но и на протяжении последних десятилетий: в Алжире, Египте, сейчас в Сирии.

 

 

 

 

Раис Сулейманов

 

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ:

- Споры имеют не только экономическую, но и идеологическую подоплеку. Даже пресловутый спор о хадже. Большинство паломников Татарстана ездили с «Идель Хадж» на автобусах, а это 18 дней от Казани до Мекки. Понятно, что паломники ехали религиозно настроенные и всё, что им вещали в пути саудовские проповедники, воспринимали очень хорошо. Новый муфтий обратил на это внимание и предложил в каждом автобусе посадить проповедника-ханафита. В «Идель Хадж» это сделать отказались: мол, у нас свои правила. Тогда муфтий создаёт свою компанию «ДУМ РТ хадж», которая работает с паломниками, таким образом отодвинув от «кормушки» «Идель Хадж». То есть в этой ситуации также имели место идеологические разногласия, а не только экономические. Даже если допустить, что на Файзова покушались ради денег, то как быть с Валиуллой Якуповым?

Он не контролировал денежные потоки, был начальником учебного отдела, и в его обязанности входило писать учебники, проверять учебные программы и т.д. Его убивают неслучайно. Давайте представим себе, что было бы, если теракт против муфтия завершился успешно? Объявляются досрочные выборы муфтия, и кто реальный претендент? Валиулла хазрат вполне мог претендовать на эту должность, поэтому его и устраняют. А далее по республике идёт призыв: давайте не будем делиться на ваххабитов и ханафитов, мы все - мусульмане.

Власть могла достаться имаму-хатыбу Кул Шарифа Рамилю Юнусову (по некоторым данным, он спешно уехал в Лондон. – Прим. ред.), представителям ваххабитов.

 

 

 

Владимир Беляев

 

 

 

Владимир Беляев, академик Российской академии политических наук:

- То, что случилось, - результат того, что у нас сквозь пальцы смотрели на отправку молодых людей на учёбу в Саудовскую Аравию, Катар, Турцию.

Оттуда они возвращались с несвойственными татарскому народу взглядами.

 

 

Версия №3.

Причин несколько

 

Публицист, краевед Ровель Кашапов:

- Причин тут много. Это и разногласия чисто теологического характера, и вопросы кадровой политики, и противостояние в вопросах бизнеса.

Как бороться?

Эксперты едины: нужно отказаться от зарубежного мусульманского образования.

Михаил Бабич:

- Мы намерены крайне жёстко подойти к оценке ситуации. Люди, которые не совершают преступления, а исповедуют какие-то другие взгляды, не могут быть подвергнуты уголовному наказанию. Это вызов, который брошен власти. И власть должна доказать свою состоятельность и принять все меры, чтобы в дальнейшем подобное злодеяние стало невозможным. Например, ужесточить ответственность за распространение экстремизма и соответствующих идей. Мера ответственности должна быть адекватна содеянному.

Раис Сулейманов:

- Сейчас происходит процесс кавказизации татарской мусульманской уммы. То, что происходит в Татарстане, в Дагестане было 10 лет назад. Первого муфтия там убили в

1998 г., и такой «отстрел» там идёт постоянно. Должна быть комп­лексная борьба с терроризмом. Нужно навсегда отказаться от зарубежного мусульманского образования. Нечего учиться в Саудовской Аравии. Там сейчас 120 татарстанских ребят. Их нельзя пускать в мечети! Есть проблема частных исламских центров, которые регистрируются как АНО или ООО и действуют неподконтрольно муфтияту, например, в Высокогорском районе, в посёлке Вознесение. Появились частные мечети, т.е. здание построено как мечеть, но по документам – коттедж. Есть частные мечети при гостиницах, в одной из них читает проповеди арабский проповедник. В Московском районе в мечети продолжает работать имам, осуждённый в своё время как член Хизб ут-Тахрир.

Есть и ещё одна опасная тенденция: в Поволжье приезжает много кавказцев – «лесных» моджахедов, с которыми особо не церемонятся в Дагестане. Здесь они женятся на татарках, устраиваются на работу в ЧОПы, получают доступ к оружию и начинают проповедовать среди татарской молодёжи: «Ты неправильно читаешь намаз, мы научим тебя чистому исламу» и т.д. Ряд молодых татар отправляются в Дагестан и на некоторое время уходят в лес, в «подполье», а потом возвращаются обратно. Не исключено, что там они приобретают вооружённый опыт. Предводитель «Имарата Кавказ» Д. Умаров провозгласил создание вилайета «Идель-Урал» - части ваххабитской империи, у него уже есть вилайет «Нохча» (Чечня), вилайет «Кабардинский» (Дагестан), а теперь и «Идель-Урал». А значит, в РТ должен появиться свой эмир – военный руководитель. Кто им будет? Этот вопрос остаётся открытым. Неудивительно, что такая инициатива очень приглянулась местным национал-сепаратистам, тем более что и само название – «Идель Урал» - им греет душу.

Фарид Салман:

- Самое главное: нужно спасать то поколение, которое подрастает, чтобы оно не подпало под пагубное влияние этого явления.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах