Примерное время чтения: 8 минут
720

ЗА и ПРОТИВ: татарстанские ваххабиты - миф, или реальная опасная сила

Нельзя закрывать глаза на проблему, чтобы сохранить иллюзию стабильности в республике

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:

Раис Сулейманов

 «Споры имеют не только экономическую, но и идеологическую подоплеку. Даже пресловутый спор о хадже. Большинство паломников Татарстана ездили с «Идель-хадж» на автобусах, а это 18 дней от Казани до Мекки. Понятно, что паломники ехали религиозно настроенные и все, что им вещали в пути ваххабитские проповедники, воспринимали очень хорошо. Новый муфтий обратил на это внимание и предложил в каждом автобусе посадить проповедника-ханафита. В «Идель-хадже» это сделать отказались: мол, у нас свои правила. Тогда муфтий создаёт свою компанию «ДУМ РТ хадж», которая работает с паломниками, во время поездки с ними будут находиться только проповедники традиционного ислама ханафитского мазхаба, таким образом, отодвинув от «кормушки» «Идель-хадж». То есть, в этой ситуации также имели место идеологические разногласия, а не только экономические.

Даже если допустить, что на Фаизова покушались ради денег, то как быть с Валиуллой Якуповым? Он не контролировал денежные потоки, был начальником учебного отдела, и в его обязанности входило писать учебники, проверять учебные программы и т.д. Это был очень скромный человек, бессребреник. Его убивают неслучайно. Давайте представим себе, что было бы, если теракт против муфтия завершился успешно? Объявляются досрочные выборы муфтия, и кто реальный претендент? Валиулла хазрат вполне мог претендовать на эту должность, поэтому его и устраняют. А далее по республике идёт призыв: давайте не будем делиться на ваххабитов и ханафитов, мы все - мусульмане. Власть могла достаться Рамилю Юнусову (по некоторым данным, он спешно уехал в Лондон – прим.ред.), представителям ваххабитов.

Сейчас происходит процесс кавказизации татарской мусульманской уммы. Те методы, которые использовались на Северном Кавказе, применяются у нас. То, что происходит в Татарстане, в Дагестане было 10 лет назад. Первого муфтия там убили в 1998 г. и такой «отстрел» там идет постоянно. К сожалению, у меня лично нет никаких оснований считать, что ситуация улучшается. Какова хронология событий? В 2004-2005 гг. - теракты на газопроводе в Кукморском и Бугульминском районах, в 2010 г. - боевики в Нурлатском районе, в январе 2012 г. – в Высокогорском районе изготавливают поясы шахидов. В июле теракты проходят в Казани.

Должна быть комплексная борьба с терроризмом. Нужно навсегда отказаться от зарубежного мусульманского образования. Сейчас в Татарстане создана своя прекрасная система духовного образования: от медресе до РИУ. Нечего учиться в Саудовской Аравии. Сейчас там учится 120 татарстанских ребят. Их нельзя пускать в мечети! Есть проблема частных исламских центров, которые регистрируются как АНО или ООО и действуют неподконтрольно муфтияту, например, в Высокогорском районе, в поселке Вознесение. Появились частные мечети, т.е. здание построено как мечеть, но по документам – коттедж. И наоборот – коттедж в пос. Петровском. Есть частные мечети при гостиницах, в одной из таких проповеди читает арабский проповедник, он же издает книги на русском языке. Их в муфтияте признали несоответствующими традиционному исламу. В Московском районе в мечети продолжает работать имам, осужденный в свое время как член Хизб ут-Тахрир.

Есть и еще одна опасная тенденция: в Поволжье приезжает много кавказцев – «лесных» моджахедов, с которыми особо не церемонятся в Дагестане. Здесь они чувствуют себя хорошо, женятся на татарках, устраиваются на работу в ЧОПы (частные охранные предприятия) и получают доступ к оружию и начинают проповедовать среди татарской молодежи: «Ты неправильно читаешь намазы, сейчас мы научим тебя чистому исламу» и т.д. Ряд молодых татар отправляются в Дагестан и на некоторое время уходят в лес, в «подполье». А потом возвращаются обратно. Не исключено, что там они приобретают вооруженный опыт. Предводитель «Имарата Кавказ» Доку Умаров провозгласил создание вилайета «Идель-Урал» - части ваххабитской империи, у него уже есть вилайет «Нохча» (Чечня), вилайет «Кабардинский» (Дагестан), а теперь и «Идель-Урал». А значит, в РТ должен появиться свой амир – военный руководитель. Кто им будет? Этот вопрос остается открытым. Неудивительно, что такая инициатива очень приглянулась местным национал-сепаратистам, тем более что и само название – «Идель-Урал» - им греет душу.

И пусть Следственный комитет сейчас «взял» очень много людей, понятное дело, что тут кто-то попал под горячую руку, но личности некоторых арестованных меня не удивляют. Один из них сколотил джамаат из ОПГшников, другой продвигал идею «тюремного джихада» - т.е. джихада руками заключенных. Нельзя закрывать глаза на проблему, чтобы сохранить иллюзию стабильности в республике. Здесь нужен целый комплекс мер. Одно ясно – отрицать сегодня наличие ваххабизма в Татарстане нельзя. В республике около 3 тысяч ваххабитов.

В таких ЧП всегда пахнет «баблом», а не политикой или религией

Доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин:

Рамиль Гарифуллин

 «Особое место среди мусульман Татарстана стали занимать криминалитетные мусульмане (принявшие ислам в тюрьмах, отстроившие на мафиозные деньги мечети и т.п.), занимающиеся рэкетом (на их языке зякятом), сборами мусульманского «общака», произволом, диктатом и преступлениями в отношении мусульман, нарушающих правила мусульмано-криминального сообщества (мафиозность замаскированная под мусульманское сообщество). Почему-то, считается, что криминалитетными мусульманами преимущественно являются ваххабиты. Именно на этой волне идёт запугивание через СМИ об опасности развития ваххабизма в Татарстане, а нужно говорить об опасности криминалитетного мусульманства (не обязательно ваххабитов).

Надо признать, что многим мусульманам предпринимательского формата снятся халявно-халяльные и кисельно-нефтяные берега Саудовской Аравии. Конкуренция на халяль, исламские финансы и услуги (хадж-поездки и др.) большая, а рынок духовного бизнеса ограничен. Официальный менеджмент и налогооблажение духовного бизнеса, как и наркобизнеса отсутствует (Кстати, духовный бизнес по прибыли уступает только наркобизнесу, который мечтает слиться духовным для облегчения наркотрафика). Отсюда напряжение. Отсюда будет борьба и, как следствие, убийства.

В Москве систематически идёт отстрел бизнесменов разного уровня (в т.ч. и духовно-религиозного) и всегда есть тенденции выдать это как политический, религиозный или национальный конфликт. Но Москва уже доказала, что в таких ЧП всегда пахнет «баблом», а не политикой или религией. Поэтому не стоит сразу увлекаться политической версией (кавказский след, ваххабитское подполье, в основе которой якобы лежит столкновение традиционного и нетрадиционного ислама).

Хотя и отбрасывать опасность ваххабизма в Татарстане тоже нельзя. Тем более, у нас в республике есть солидные учёные-эксперты Российского института стратегических исследований (РИСИ) в лице Р. Сулейманова и др., которые уже давно изучают динамику распространения ваххабизма в Татарстане, а учёным всегда хочется, чтобы их теория была воплощена в практике, тем более, если за это хорошо платят. Эти частно-детективные структуры достойно конкурируют с татарстанским ФСБ, которое частично утратило доверие Москвы в вышеприведённой проблеме, и, поэтому местное ФСБ умышленно помещено Путиным в условия конкуренции с альтернативными структурами, курируемые Москвой. В Татарстане эти альтернативные к ФСБ исследования преимущественно сосредоточил на себе Р. Сулейманов. На мой взгляд, мощность этих исследований нужно поднять в десятки раз, чтобы выявить объективную информацию настолько, чтобы обоснованно делать выводы об опасности распространения ваххабизма в Татарстане и не нагнетать психоза на этот счёт. Или наоборот - значительно усилить контроль за регионами Татарстана в этом вопросе. В противном случае, можно с помощью психоза разжечь гражданскую войну. Тем более, агрессивность и незанятость молодёжи (в т.ч. гастарбайтеров) растёт, как в прошлой фашистской Германии. Ведь многие гастарбайтеры нашей республики уже давно забыли свои национальные корни и традиции и их легко можно склонить под опасные знамёна.

Более того, нужно разобраться в вопросе связанном с точкой зрения, что мусульманский криминалитет преимущественно ваххабитский (вполне может быть, что клеймо «ваххабит» является нечестным приёмом конкуренции в духовном бизнесе и передела сфер влияния между мусульманами поддерживаемыми ). В любом случае сосредотачиваться только на борьбе с ваххабизмом было бы узколобо. Нужны глубокие исследования родившегося в Татарстане мусульманского криминалитета (аналогично проблеме сращивания власти и криминала). В любом случае, вливание исламских денег «нефте-кисельных берегов Саудовской Аравии» (их много и их владельцы не знают, куда их инвестировать) в Россию и в Татарстан, которое планируется в будущем, лишь усугубит эту проблему усиления позиций мусульманского криминалитета Татарстана (не обязательного ваххабитского)».

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах