Нам удалось побеседовать с работниками речного транспорта, они работали и на «Булгарии», и на аналогичных пароходах. Разговор шёл анонимно – эти люди до сих пор служат в системе речного транспорта и боятся потерять работу.
Ремонтировать никому не выгодно, все только кивают друг на друга
- На ваш взгляд, кто виноват в трагедии. Только Инякина? Владелец судна не несёт никакой ответственности?
- Инякина – только свадебный генерал. А главный хозяин в Перми. Это Антонов. Раньше Камское речное пароходство на Европейской части было лучшим среди всех! Пароходы были самые ухоженные. А затем Антонов выкупил контрольный пакет акций, начал развивать аренду. Согласно договору с Антоновым, арендаторы берут судно в пользование, без команды, с мая по ноябрь и обязуются делать ремонт за месяц. Но это невозможно! Вы успеете за месяц двухэтажный дом сделать? Это ж целая санитарная система, не только двигатели, но и вода, фекальная система, окна и т.д. А между Инякиной и Антоновым – целая цепочка посредников, подставных лиц, которые каждый год переезжают, меняют адреса и название фирмы.
В ноябре корабль сдают владельцу. Он, по идее, как собственник судна, с ноября по апрель должен его ремонтировать. Но он этого не делает, они просто стоят. Потому и судоремонтные заводы сейчас в крайне плачевном состоянии.
Антонов арендаторам предлагает – «Берите судно на год», но те не берут. А зачем той же Инякиной оно на год, ведь нужно за аренду платить, за стоянку в порту, команде за охрану, ремонт, проживание. Покупать запчасти на теплоход. Ей это невыгодно. Это никому не выгодно.
- Сколько стоит ремонт теплохода?
- Очень дорого. Миллион рублей. Поэтому Света в него не вкладывалась. Нам повезло, до нашего прихода на судно на нём 20 лет был капитаном Владимир Иванович (75-летний Владимир Назаров, работавший вторым штурманом на «Булгарии», погиб вместе со своим судном. – прим.авт.) Теплоход был как яичко! Износ был небольшой. Владимир Иванович за ним следил. Он на вахту выходил, когда ему уже 70 было. Он знал теплоход от винтика до винтика. А что касается переделки, то на нём не было большой реконструкции. В 90-е в трюме организовали что-то вроде плацкарта – середина была открыта, а по бокам и в центре – лежаки. Вот и вся переделка, а когда пришли «новые русские» - сделали люксы, поклеили обои, купили кондиционеры, каюты новые сделали, биотуалеты закупили. Пароход рассчитан на 162 человека (по числу лежачих мест).
А вы знаете, что эта «Украина» (изначальное название «Булгарии») - дубликат? А первая сгорела очень быстро. Судно пошло новенькое в Волгоград, туристов высадили только высадили. И оно сгорело за 15 минут. Пострадавших никого не было. Тогда всё свалили на судостроителей.
Команды набирают с улицы. Что они могут в критической ситуации?
- Почему же команда выходила в рейсы, если знала об ужасном состоянии судна?
- Владимир Назаров пошёл в эту навигацию, потому что Инякина ему в предыдущую недоплатила. Там ведь как: не будешь работать – денег не увидишь. С зарплатой на «Булгарии» всегда бы «напряг». И когда мы возили из Самары до Казани 30 человек, говорили: «Свет, нам же это невыгодно». На что она отвечала: «У меня есть хороший спонсор». Ею кто-то командовал.
Она «прославилась»: многим должна была деньги, обманывала людей. Набирала новый штат. Судя по тому, что в команде были 16-летние матросы, людей набирали уже с улицы. Что они могли сделать в критической ситуации?
Александр Островский предполагал, что судно может не выдержать шторма, поэтому намеренно вел судно на мель. Не дотянул всего 40 метров...
Капитана Александра Островского она заманила тем, что обещала отдать долг. Арендаторы составляют хитрые договоры. Платят «по-чёрному», а официальная зарплата – 5 тысяч рублей. Первые месяцы им платят им побольше, чтобы обнадёжить. А потом… В договоре же написано - 5 тыс.руб.. И они поголодают, и уезжают ни с чем. В этом году мы смотрели на «Булгарию» и думали – и как люди не боятся ездить на этих посудинах?
- Большинство людей и не подозревает, какой опасности они подвергаются…
- Вот наказали Сафина (Рашид Сафин – уволенный начальник пассажирского порта). Он не имел к этому никакого отношения. Чтобы вам было понятно: это всё равно, что наказать руководителя муниципального АТП за маршрутки, которые ездят в Казани. Как он может отследить, кто пришвартовался к стенке порта? Порту только платят только за причальную стенку. Его как стрелочника просто использовали. Просто люди не понимают, в чём разница. То, что он был начальником, это еще ничего не знает.
Часто бывает так, что директор ресторана, будучи чей-то женой, дает указания капитану. Речники возмущаются - сопливая девчонка даёт распоряжения! Творится беспредел, потому что кто угодно, но не речники, руководит процессом.
- То есть контроля сейчас нет?
- Абсолютно… Творится безобразие. Если сейчас начать все пароходы проверять – от 70 до 80% флота встанет.
Почем тонут пароходы? Там двигатели нужно менять. Запчастей нет, их приходится наЧеховском рынке покупать. Ладно, рынки у нас богатые. А вы знаете, что мы живем по уставу службы СССР? Он утверждён постановлением Совмина СССР 22 ноября 1966-го года. А в правилах технической эксплуатации написано: каждый работник речного транспорта должен беречь социалистическое имущество. Чье же имущество мы должны беречь: капиталистическое или социалистическое?
- Сколько получают капитаны?
- Думаю, сейчас около 40 тысяч. Три года назад капитану на «Булгарии» платили 30 тыс. руб. Корабль ходил в навигацию с огромными проблемами. Механики из машины не вылезали, опаздывали по графику. Светлана Инякина же четыре года назад курировала только ресторан. Везде пишут – виноваты Света, контролирующие органы. Виновата сама система, которая отдала нуворишам отличный флот! Транспорт должен быть в руках государства. Зачем разрушили такое пароходство? Сейчас идут проверка за проверкой. Почему до этого её не делали? Вопросов накопилось слишком много….