Подводные камни
С работниками речного транспорта, работавшими на «Булгарии» и аналогичных суднах, разговор шёл анонимно: они боятся потерять работу.
«Раньше Камское речное пароходство было лучшим на европейской части России, пароходы были самые ухоженные, - вспоминают речники. - А затем Антонов выкупил контрольный пакет акций, начал сдавать суда в аренду. Согласно договору, судно брали в аренду с мая по ноябрь, обязуясь отремонтировать за месяц. Но это невозможно! Вы успеете за месяц двухэтажный дом в порядок привести?»
В ноябре корабль сдают владельцу. По логике, с ноября по апрель он должен его ремонтировать (кто же ещё позаботится об этом?). Фактически же суда стояли до следующей навигации. Наскоро подлатав, их снова пускали в дело.
«Антонов арендаторам предлагал брать судно на год. Но ведь ремонт теплохода стоит миллион рублей. А ещё нужно за аренду платить, за стоянку в порту, команде - за охрану, ремонт, проживание. Инякиной, да и кому бы то ни было, это было невыгодно.
Речники вспоминают: еще в 2007 г. судно было в приличном состоянии – благодаря капитану Владимиру Назарову, который водил его 20 лет (Во время последнего рейса «Булгарии» 75-летний Владимир Иванович исполнял обязанности второго штурмана и погиб. – Прим. авт.).
«В этом году мы смотрели на «Булгарию» и думали: «Как люди не боятся ездить на таких посудинах?», - говорят работники речного транспорта. Вот только вопрос: «Почему же вы об этом не говорили?» остался без ответа.
Катастрофа «Булгарии» - итог общего равнодушия, в том числе и государственного, отдавшего флот в частные руки и забывшего об этом. А сейчас вдруг вспомнившего, что владелец «Булгарии» не выплатил дивиденды. (Именно по этой причине против него возбуждено уголовное дело).
Можем, но не хотим?
«Булгария» обнажила неприглядную картину состояния речного транспорта.
«Изношенность пассажирского флота республики, как и в целом по России, достигла критического уровня. Ежегодно на старых изношенных судах «Татфлот» перевозит около 950 тыс. пассажиров, и объем пассажиропотока год от года растет на 4–6 %», - говорит замначальника управления маркетинга судостроительной продукции Зеленодольского завода им. Горького Диляра Фёдоровская. – При том, что мы можем своими силами обновить пассажирский флот нашей республики! Вопрос только в финансировании. Администрация Красноярского края, например, в 2007 г. нашла средства в бюджете для заказа на нашем заводе 4-х пассажирских судов. И в прошлом году приступила к реализации масштабного проекта по замене старых судов на современные скоростные и комфортабельные.
В советские времена зеленодольские судостроители ежегодно поставлял речному флоту «Метеоры». Построенные в середине 80-х, они и сейчас бороздят речные просторы республики. Новые скоростные пассажирские суда уже не первую навигацию эксплуатируются на Лене и Енисее. Только не в Татарстане.
Новое пассажирское судно стоит 180 млн. руб. Российским судоходным компаниям они не по карману, а частные инвесторы не спешат вкладываться во флот, эксплуатация которого не приносит сверхприбыли. В общем, резюмируют на заводе, без госзаказа обновление пассажирского флота сегодня практически невозможно…
Опрос: В чем причина катастрофы на «Булгарии»?