О «ржавых» чиновниках и о том, что с ними делать, мы поговорили с Еленой Панфиловой, гендиректором Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия».
Надежда на Запад?
«АиФ»: - Елена Анатольевна, если Запад хочет бороться с нашей коррупцией, то почему бы просто не взять наших жуликов за самое нежное место - за их виллы и счета?
Е.П.: - Там только-только занялись самыми возмутительными случаями. Во Франции, например, идут дела по поводу активов сразу нескольких действующих и бывших глав африканских стран, например президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианга. Включая случай, когда эти «чудесные» люди расплачивались за всякие «Феррари» прямо казначейскими обязательствами своей страны. Наши клептократы до такого пока ещё не доросли...
Но грязные деньги из одних стран в других - это новые рабочие места, налоги, приток капитала на рынок недвижимости. Вряд ли стоит ждать, что все правительства мира завтра скажут: «Плевать на кризис - забирайте назад свои грязные миллиарды».
«АиФ»: - Вы говорите, что наши коррупционеры до африканских не доросли. А до чего доросли?
Е.П.: - Только за последние месяцы арестованы руководитель департамента Минсельхоза России Сергей Бондаренко, министр спорта и туризма Камчатского края Виктор Кравченко, глава администрации Луховицкого района Подмосковья Николай Исаенков. Во всех случаях речь идёт о многомиллионных взятках. Но среди высших чиновников по-прежнему много неприкасаемых. При этом коррупция становится всё более изощрённой: дорогостоящие проекты, которые затевают только ради распила бюджета, электронные платежи, многоходовое приобретение недвижимости за рубежом, различная нематериальная «благодарность» вроде оплаты учёбы детей за границей и т. д.
Когда мы обсуждаем российскую коррупцию, речь об огромной армии чиновников, которые почти повсеместно могут говорить с гражданами и с бизнесом с позиции «могу разрешить, а могу и не разрешить». Это и оформление ребёнка в школу или недвижимости в собственность, и вымогательство при обращении в правоохранительные органы. В бизнесе практически везде: и в регулировании фармацевтического рынка, где всё зачастую непрозрачно, и в строительстве, в недропользовании и в обращении с землёй.
Вдруг выясняется, что золотые горы есть у неприметного столоначальника, силовика или даже простого сотрудника системы ЖКХ. Российская блогосфера недавно гудела по поводу начальника московского ДЕЗа, который на своей страничке в «Одноклассниках» вывесил фото себя, любимого, на фоне собственной яхты. Часто на светских мероприятиях, особенно зарубежных, такие люди после первого стакана сами начинают хвастаться, что у них и где.
Увы, этой их трескотни и фотографий из Сети для судебных процессов недостаточно. Но очевидно, что модель госуправления, где первую скрипку играет алчность людей, облечённых властью, нежизнеспособна. Рано или поздно очаг, который должен быть построен, но оказался нарисован на холсте, кто-то протыкает носом, а дорога, выстроенная во Владивостоке под саммит АТЭС, уплывает в море...
Выполнить закон
Количество нулей в суммах откатов и вымогательств уже не поражает. С чем трудно справиться, так это с яростью, которую вызывают истории о походя загубленных «упырями» человеческих жизнях и семьях. Таких историй неисчислимое множество: стоит прийти на встречу общественной организации «Русь сидящая». Волосы шевелятся от ужаса... Но я с сожалением вижу, что нули в суммах не пугают пока и большинство наших сограждан. Медведев недавно говорил, что из 5 трлн рублей госзаказа, по сути, воруется триллион. Некоторые горделиво восхищаются: «Во как у нас могут-то!» - всё ещё думают, что «раз государственное - значит, ничьё». Но это налоги, которые платят компании за использование наших недр и нашего труда, налоги с наших зарплат - это наши деньги!
«АиФ»: - Вы говорите, что эту ситуацию сложно поменять. Но всё же своей работой ваш центр, ваши коллеги и бьющие тревогу СМИ достигли некоторых результатов. Сколько лет ставили на вид Госдуме нестыковки в декларациях парламентариев, и вот там вроде бы занялись незаконным депутатским бизнесом. «Единая Россия» сама теперь сыплет инициативами: хотят запретить чиновникам и депутатам владеть загрансобственностью, иначе теми могут манипулировать чужие спецслужбы...
Е.П.: - Коррупционер за границей - это же просто подарок тамошним спецслужбам! Да чтобы сохранить заработанное «нелёгким» трудом, он сам всё и покажет, и расскажет. Хотите исключить манипулирование - вперёд. Сделайте вообще уже хоть что-нибудь, и желательно не только в отношении всякой мелкой чиновной рыбёшки. Для борьбы с коррупцией сегодня на самом деле достаточно начать выполнять уже существующие законы - невзирая на лица.
Где посадки?
Даже в очевидных случаях алчным похитителям бюджетных средств иногда удаётся избежать ответственности.
Так, например, Д. Медведев, будучи президентом, в 2010 году ознакомился с фактами завышения в разы цен на томографы в регионах. Глава государства назвал это «циничным, хамским воровством государственных денег» и потребовал от прокуроров и следователей «сурового наказания» для причастных. Было заведено несколько уголовных дел. Одно из них, к примеру, расследовали в Омске в отношении главы областного Минздрава. Там бюджет на этой «истории» потерял 138 млн рублей. Так вот, на днях дело было... закрыто за давностью.
Забавная новость на прошлой неделе пришла из Ульяновской прокуратуры: на должность начальника отдела профилактики коррупционных проявлений горадминистрации назначили чиновника, который в 2007 году сам был осуждён на 2,5 года за преступление «коррупционного характера».
«Одной из распространённых схем на госзакупках, - рассказывает Любовь СОБОЛЬ, юрист проекта «РосПил», - стало повторное объявление тендера на уже выполненные работы. Работа выполняется всего раз, а средства списываются многократно. Свежий пример, по которому мы написали заявление в Следственный комитет, - из подмосковной Апрелевки. Год назад там отремонтировали дороги на двух улицах. По документам все работы два года должен выполнять подрядчик - по гарантии, бесплатно. Но «бесплатно» чиновников не устраивает: зачем, если можно освоить бюджет? В этом году администрация объявила новые торги - почти на 10 млн рублей - с тем же заданием. Торги внезапно выиграл тот же подрядчик. Расчёт был на то, что ему оставалось лишь сидеть и ждать, когда из бюджета будет списана сумма...»