Примерное время чтения: 16 минут
153

Рустам Минниханов: «Успех зависит от нас самих»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АИФ-Татарстан 28/12/2011

На предновогодней встрече с журналистами ведущих республиканских и федеральных СМИ Рустам Минниханов рассказал о том, какими запасами нефти располагает сегодня республика, что делается для поддержки села, сколько чиновников успели выучить английский язык, о перспективах авиакомпаний республики, о своей мечте и формуле счастья.

О стабильности

В целом, я считаю, 2011 год мы отработали неплохо. Республика развивается стабильно: экономика работает, резиденты к нам идут.

Все намеченные на этот год задачи выполнены – и по объему валового регионального продукта, и по реализации программы социальной ипотеки, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, программы «Бэлэкэч» в части обеспечения местами в детсадах детей с трех лет и по другим направлениям. Неплохо сработал агропромышленный комплекс. Но, наверное, какие-то изъяны у нас всё же есть – как у любой семьи, у любого человека. Идеальным быть нереально.

Одно из самых значимых событий уходящего года – это, конечно же, начало промышленной эксплуатации комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске ОАО «ТАНЕКО». Это сложный, крупный проект, аналогов которому нет в новейшей истории России. Дан старт проекту «Аммоний» (Комплекс по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры в Менделеевске – прим. ред.): сделки по нему завершены, все контракты подписаны. Есть все договорённости и по реализации на территории особой экономической зоны «Алабуга» совместного проекта в сфере машиностроения «Форд – Соллерс». Это крупнейший проект в России. Я надеюсь, что результаты этого проекта мы увидим в ближайшее время: он будет привлекать в республику и другие компании, заинтересованные работать у нас.

Что касается развития особой экономической зоны «Алабуга», то на сегодня там зарегистрировано уже 20 компаний–резидентов. Сейчас ведётся работа еще с несколькими компаниями, которые готовы открывать там свои производства.

Уже в январе – феврале 2012 года на территории особой экономической зоны «Алабуга» будет введен в эксплуатацию новый завод компании Rockwool. Это крупнейшая компания по производству теплоизоляционных материалов во всем мире, и завод, который будет построен у нас, обещает стать самым большим: компания уже сейчас предполагает расширять производство.

Стабильно работают ОАО «Татнефть», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим». С хорошими показателями подошли к 2012 году предприятия, которые работают на созданных в рамках развития малого и среднего предпринимательства площадках, - Камский индустриальный парк «Мастер», технополис «Химград», технопарк «Идея». Продолжается строительство индустриального парка в Чистополе. В частности, технопарк «Идея» будет нацелен на наноразработки: в ближайшее время мы скомплектуем оборудование.

В будущем году будут объединяться авиакомпании «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». Росавиация также сокращает число компаний. Должны быть большие авиакомпании, способные выполнять свои обязательства перед пассажирами и обеспечить безопасность полетов.

Нефти хватит

Тех запасов, которые есть в республике, нам хватит, как минимум, ещё на 100 лет. Мы обеспечены углеводородным сырьём. По сравнению с тем, какие технологии были, когда я пришёл в «Татнефть» в 1997 году (в 1997 году Рустам Минниханов был включён в совет директоров ОАО «Татнефть» – прим. ред.), и сейчас, мы ушли очень далеко вперёд. Технологии нефтедобычи надо постоянно развивать, и мы это делаем. Наука и дальше должна работать на то, чтобы мы были конкурентными.

В будущем году, в результате перераспределения нефтяных доходов в пользу центра, республике остается 9-10% нефтяных налогов, я считаю, это очень мало. Через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) республика должна получать соответствующие льготы. В то же время Татарстан получил поправку в части налогового режима «60 - 66» особенно по ТАИФ-НК, который терял значительные суммы. Там, где есть переработка и добыча, налоги компенсируются. Там, где добычи нет, - башкирские заводы и наш ТАИФ-НК – через НДПИ получили компенсации.

ЖКХ.

В 2011 году мы перешли экватор: при содействии Фонда содействия реформированию ЖКХ отремонтировали в республике половину домов, включённых в программу капитального ремонта. Мы никогда не обращали столько внимания на сферу ЖКХ, как в последние годы. На это тратятся огромные деньги, огромные усилия. Ремонтируются целые микрорайоны, появляются новые теплоисточники, каждый год устанавливаются пять – шесть тысяч двухконтурных котлов. Никогда ещё не было у нас таких объемов работ, и возможностей таких не было. 26, 3 млрд. рублей за четыре года реально направлены в республике на Программу капитального ремонта многоквартирных домов. Собственники жилья очень заинтересованы в этой программе: ежегодно от населения на неё поступает 1 млрд. 700 млн. – 1 млрд. 800 млн. рублей.

Чтобы исключить недобросовестных подрядчиков была поставлена задача: все те, кто планирует участвовать в программе капремонта, должны пройти аттестацию, иметь соответствующие ресурсы, людей, оборудование. И эта работа в целом уже выстроена.

Сейчас мы начинаем программу капитального ремонта школ. При её реализации будет использоваться тот опыт, который уже есть в капитальном ремонте многоквартирных домов.

Ресурсосбережение

Надо всегда сравнивать, позиционировать себя с такими высокоразвитыми странами, как, например, Канада, - у нас одна климатическая зона. По сравнению с ними мы выглядим пока неконкурентно. Те технологические или проектные решения, которые есть сегодня, не всегда дают тот результат, который нам нужен. Да, у нас много нефти и газа, но при этом стоимость тепла, электроэнергии высокая.

Работу первого этапа, включающую учёт потребления, другие элементарные вещи, в Татарстане завершили, но необходимо изначально закладывать ресурсосбережение в проектные решения, предусматривать альтернативные и возобновляемые источники энергии. У нас должна быть программа энерготеплоснабжения каждой территории.

Особое внимание нужно обратить на сетевое хозяйство. Там, где оно изношено, неэффективно, возникают потери либо у поставщика услуг, либо у их покупателя.

Обновление – это нормально

В декабре этого года в республике сменились несколько глав муниципальных районов, и этот процесс будет продолжаться. Это нормально: кто-то переходит на другую работу, кто-то не соответствует той планке, которую мы ставим. Безусловно, многое зависит от желания человека работать, но бывает и так, что у кого-то из руководителей не получается наладить отношения с людьми. В этом случае надо помочь ему – дать другую работу.

Ситуация, в которой оказался Александр Тимофеев (экс-глава Верхнеуслонского района, попавшийся в октябре 2011 года на взятке в 5 млн. рублей – прим. ред.), не была случайностью: случайно взятку два раза не берут и в машине не оставляют...

Нельзя сказать, что Александр Тимофеев был совсем никчёмным главой района. Я слышу о том, что он очень многое сделал в Верхнеуслонском районе. Но все достоинства этого человека несовместимы с тем поступком, который он совершил. Какой бы золотой он ни был, все заслуги этим поступком вычеркнуты, они забыты.

Позиция оппозиции

В Татарстане, как и в других регионах России, тоже есть люди, которые мыслят по-другому, видят некоторые вещи иначе. Утверждать, что оппозиция всё время не права, тоже, наверное, неправильно. Мы живем в открытой, демократической стране, это значит, с людьми надо общаться, надо разговаривать, даже если тебе говорят какие-то неприятные, несуразные вещи, неправду.

Утверждать, что всё плохо и все вокруг плохие – это тоже не позиция. Оппозиция должна быть здоровой, действовать в интересах страны, в интересах региона, в интересах города. Каждый из нас должен что-то привнести в страну, а не говорить только: «Дайте то, дайте это!». «А вы-то сами что сделали?» - хочется в ответ на это спросить.

Плохо, когда оппозицией начинают в своих интересах управлять те или иные силы. Значит, мы не дорабатываем. Если кто-то не прав, мы должны им это доказать.

Путь к диалогу

Если мы сами не будем говорить о проблемах, люди будут находить места, где они сами скажут о них. Нужно предоставить возможность высказывать свое мнение, но я против несанкционированных форм.

Конечно, тему выборов будут раскачивать всегда. Но и «Единая Россия» должна была быть более гибкой, слушать людей и делать правильный вывод. Те люди, которые выходят на площадь, многие вещи недопонимают. Это наше упущение. Значит, мы должны давать больше информации по тем направлениям, которые сегодня волнуют людей…

Моё отношение к Тине Канделаки (телеведущая приезжала в Татарстан в составе делегации федеральных СМИ, чтобы больше узнать о разработках РТ в области «Электронного Правительства» и «Электронного образования» – прим. ред.) нисколько не изменилось с тех пор, как она прошла по Болотной площади в первых рядах митингующих. Может быть, ей было интересно на митинге побывать, может быть, она свою позицию хотела высказать… Мы же не по партийному признаку знакомы с Канделаки! Она талантливая девушка. Может быть, не всегда удобная: не то говорит, не то делает: талантливые люди бывают не очень управляемыми, поэтому они и талантливые!

Центр Казани

К конструктивной критике я отношусь нормально. Олеся Балтусова (журналист, экскурсовод, блогер, назначенная помощником президента РТ вскоре после того, как поместила в своем ЖЖ открытое письмо Рустаму Минниханову, пригласив его на пешеходную экскурсию по центру Казани - прим. ред.) – в принципе, оппозиционер, который меня критикует, но правильно критикует. В решении таких задач, как сохранение исторического центра Казани, нужны принципиальные люди. Или раньше не было человека, который так жёстко, как Олеся, ставил вопрос о градостроительной ситуации в Казани, или таких коммуникаций, как сегодня, не было...

Я признаю, что если мы что-то натворили, в этом есть и моя «заслуга». Под некоторыми градостроительными решениями, которые были в своё время приняты, есть и моя подпись. Всегда ездил по городу на машине и, как выясняется, видел далеко не всё, что в нём происходит. С тем, что самобытный облик Казани необходимо сохранить, сегодня согласны все. Кроме тех, конечно, кто планировал построить многоэтажные здания в центре и теперь по деньгам «пролетел».

У нас уже есть несколько дел по сносу «новоделов», мы ставим эти вопросы через прокуратуру, через суды.

Судьба села

Село - не только один из сегментов реального сектора экономики, это сфера, которая требует особого отношения. Это место, где мы можем сохранить свою культуру, свои традиции, самобытность. Если там не будет социальной инфраструктуры, не будет рабочих мест, мы село потеряем. Раньше мы больше поддерживали крупные хозяйства: от них быстрее можно получить отдачу. Но только так вопросы развития села не решить. Поэтому сегодня наряду с крупными агрохолдингами, средними хозяйствами надо обратить очень серьёзное внимание и на личные подворья, фермерские хозяйства.

Конечно же, меры поддержки нужны всем хозяйствам: и крупным, и средним, и личным подворьям, и семейным фермам, чтобы люди были заинтересованы в работе, чтобы у них был источник дохода.

К тому же нельзя не учитывать, что сельский быт, образ жизни очень сильно отличается от городского. Труд сельчанина рисковый и тяжёлый. Горожане зачастую видят только одну сторону села: интересно съездить молоко попить, на каникулы в гости приехать… А ведь сельчанин вынужден полгода ходить в резиновых сапогах – такая там жизнь. На селе много рисков: невозможно прогнозировать ни погоду, ни рынок сельхозпродукции: вырастил хороший урожай, но хорошей цены на него нет...

Если государство самоустранится или будет меньше поддерживать село, мы его просто потеряем. Поэтому сейчас в республике особое внимание уделяется и сельским дорогам, и сельским клубам, мы стремимся к тому, чтобы во всех сельских школах был Интернет.

Природа кризиса

Кризис сам по себе не наступает, он появляется в интересах кого-то. Когда у одних уже нет возможности строить дальше «пирамиды», появляется кризис, а страдают при этом другие. Если мировые рынки упадут, мы это тоже почувствуем: мы взаимоувязаны с мировой экономикой. Но пока этого, к счастью, нет. Важно, чтобы Европа удержала ситуацию.

О Твиттере

Я в Твиттер не стремился: знал, что там будут «бомбить» меня. Когда в Казани побывала Тина Канделаки, она меня там зарегистрировала. Сейчас я считаю: такой инструмент, как Твиттер, очень нужен, это полезная вещь. Некоторое из того, что там пишут, может быть, и не совсем мне нравится, но не могу же я в перепалку вступать! Однако 80-90 процентов записей – это объективные, полезные вещи.

Учу английский

У меня есть преподаватель английского языка, и я стараюсь, как минимум, один час в день с ним общаться. Знать этот язык сегодня - просто необходимость.

Премьер-министр нашей республики, многие министры, мэр Казани, уже хорошо владеют английским, в ближайшей перспективе им на разговорном уровне должны овладеть все чиновники. В каждом министерстве должен быть, как минимум, один заместитель, который способен в совершенстве выполнить презентацию на английском.

Понятно, что, если не было возможности язык изучать, сейчас сложно получить этот навык, но на обиходном уровне английским надо владеть.

Программы по изучению и английского, и татарского языков должны быть интересными и удобными. Если говорить об изучении татарского, то для носителей языка уровень должен быть один, а для пользователей – другой. На мой взгляд, нельзя с русского человека требовать такого же уровня знаний, как у носителя языка. К тому же язык учить и языком пользоваться – разные вещи. Если вы будете учить язык, но не будете им пользоваться, вы язык потеряете.

Знает или нет ребёнок свой родной язык, зависит от родителей. Если в семье будут прививать культуру языка, результат обязательно будет. Мой сын хорошо знает родной язык, разговаривает со мной только по-татарски.

Приятно, что сегодня участились случаи, когда представители татарской диаспоры, живущие за пределами России, направляют своих детей на учёбу в вузы Татарстана с тем, чтобы они выучили здесь в совершенстве свой родной язык, лучше узнали родную культуру.

О прогрессе

Я много езжу по миру, приходится бывать в разных странах. Так, массу полезного я увидел во время недавней поездки в Иран. Это страна с большим потенциалом. В Тегеране, например, нашли интересное решение проблемы уличных пробок: центральная часть улиц, где ходят автобусы, там отгорожена железными решётками. То есть пробки в городе всё же есть, но при этом для общественного транспорта обеспечена возможность беспрепятственного движения.

Было желание увидеть Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию, и в этом году я в этих странах побывал. Самое сильное впечатление оставила поездка в Новую Зеландию. Сейчас моя мечта - увидеть Антарктиду. Никакими экстремальными видами спорта заниматься там не собираюсь: поездка туда – это уже экстрим.

Формула счастья проста: «Хочешь быть счастливым – будь им!». Конечно же, все мы встречаемся с объективными трудностями, но в целом результат, успех зависит от нас самих. Никто, кроме нас самих, нас счастливыми не сделает. Будем всё время жаловаться и плакать – значит, такая нам и цена. Будем работать, будем созидать – значит, будет у нас прогресс. Каждый выполняет свою задачу. Главное – делать это честно и справедливо.

Личное мнение

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

- В вопросах бюджетной политики Татарстан всегда являлся передовым и находился на шаг впереди большинства других субъектов Российской Федерации. По привлечению инвестиций, развитию промышленности, увеличению налоговой базы республика занимает одно из лидирующих мест в России. Республика также привлекательна и для федеральных средств. Эффект от них в республике больше, чем в других субъектах РФ. Я считаю: долговая нагрузка для Татарстана (внутренний госдолг РТ на 1 октября 2011 г. - 80,301 млрд. руб. – прим. ред.) с таким мощным экономическим потенциалом не несет каких-либо рисков.

Ирина Пузырёва, жительница Казани:

- Мой родной город, республика с каждым годом становятся всё красивее и лучше: открываются новые предприятия, возрождаются памятники культуры. Горжусь, что в этом есть и частица моего труда: я принимала участие в проектировании памятного знака, установленного в Болгаре в честь принятия ислама булгарами в 922 году. Когда я проезжаю по мосту Миллениум, любуюсь панорамой Кремля, новыми зданиями, тем, как благоустраиваются берега Казанки.

Оценить весь масштаб происходящих у нас преобразований я смогла, общаясь с жителями разных регионов России во время турпоездки во Францию. Узнав, что я из Татарстана, меня забросали вопросами: как идёт подготовка к Универсиаде, что такое «Электронный Татарстан», чем занимается сейчас первый президент Минтимер Шаймиев? И все в один голос называли нашу республику самой продвинутой и передовой!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах