aif.ru counter
763

«1001 удовольствие». Какой магнит для туристов придумали в Татарстане

Чем пахнет Татарстан, и зачем республике понадобилось создавать новый символ, если у нее уже есть бренд, придуманный Тиной Канделаки, корреспондент «АиФ Казань» узнала на презентации VisitTatarstan – нового туристического образа республики

Программа развития туристской дестинации (назначения, определения) Татарстана была представлена 25 марта в ГРК «Казанская Ривьера». На презентации в одном из залов этого гостинично-развлекательного комплекса собрались в основном те, кто непосредственно связан с индустрией гостеприимства: туроператоры, рестораторы, отельеры, представители республиканских министерств и муниципальных районов.  На презентации Татарстана в качестве 1001 удовольствия для туриста не было первых лиц РТ. Видимо, потому что программа была представлена еще не в окончательном варианте - возможны корректировки. «Что-то мне понравилось сразу, что-то показалось не татарским, не татарстанским, - заметил председатель комитета по экономике Госсовета РТ Рафис Бурганов. – Но здесь присутствуют очень опытные коллеги, в прямом и переносном смысле пропустившие через свои руки сотни,  тысячи туристов, они знают, как это дело дополнить».

Наташа Гранд (слева), Сергей Иванов, Оксана Саргина.
Наташа Гранд (слева), Сергей Иванов, Оксана Саргина. Фото: АиФ

Две большие разницы

По словам председателя Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, создание VisitTatarstan обошлось бюджету в два с небольшим миллиона рублей, работа над концепцией шла полтора года. Эта программа призвана стать катализатором развития туротрасли республики. Так, если сегодня туризм составляет примерно 1% ВРП, то с помощью  VisitTatarstan эта цифра должна вырасти к 2030 году до 5%.

Разработкой программы занималась британская компания INSTID. Она же, будучи в 2014 году подрядчиком агентства «Апостол» телеведущей Тины Канделаки, создала и идеологию бренда республики «Наследие Татарстана». Впрочем, на презентации журналистам объяснили, что эти два символа – две большие разницы, они не дублируют друг друга. «Наследие Татарстана» является официальным брендом республики, - заметил председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. - А мы новый бренд не создавали, мы создали программу развития туротрасли, которой  нужны сегодня единые стандарты, единые правила игры. Эта программа ориентирована на потенциальных туристов. Для этого нам понадобилась узнаваемая палитра, чтобы нас заметили, нами заинтересовались. Поэтому у этой программы есть свой фирменный стиль, фирменные цвета и фирменный знак».  

Фирменный стиль
Фирменный стиль Фото: Государственный комитет по туризму РТ

«Бренд «Наследие Татарстана» разрабатывался прежде всего для повышения патриотизма, для работы с молодёжью внутри страны, - добавила директор компании INSTID Наташа Гранд. - Чтобы усилить гражданскую региональную идентичность. Это большой нужный проект и тоже пионерский в своем смысле…»

Главное – атмосфера

Судя по докладу Сергея Иванова, новаторство VisitTatarstan прежде всего в отказе от  банального перечисления основных достопримечательностей или определенных достоинств республики. «В итоге образы регионов становятся очень похожими друг на друга, их очень сложно идентифицировать, - объяснил неэффективность традиционных концепций глава Госкомитета по туризму. – Чтобы стать успешнее, мы обратились к опыту наших зарубежных коллег, запустивших офисы по управлению развитию территорий в области туризма – например, в Голландии, Великобритании, Финляндии. В первую очередь эти офисы продвигают не какие-то достопримечательности, а уникальные культурные феномены, образ жизни. Именно уникальный образ жизни является сегодня неисчерпаемым туристическим ресурсом любой территории. Разве Париж продают как Эйфелеву башню? Никогда! Столицу Франции продают как Город любви. Хотя при этом, естественно, Эйфелева башня является одним из главным символов Парижа. Но в любом случае, образ Парижа в сознании туристов формируется как атмосфера и стиль парижской жизни.  

На туристической карте мира сейчас объективно нет Татарстана. Многие до сих пор путают нашу республику с Казахстаном. Это та ситуация, которую мы должны победить. VisitTatarstan за счет фокуса на аутентичном образе жизни убирает «потолок» для реализации туристических услуг. Сейчас же он ограничен количеством достопримечательностей, музеев, крупных мероприятий, блюд татарской кухни».

Все, что душе угодно

Так какие же качества Татарстана призваны стать нашими конкурентными преимуществами на мировом уровне? «Республика должна продавать туристам не достопримечательности, не идею пересечения востока и запада, потому что много кто позиционируется на стыке цивилизаций, а то, что получается естественно и лучше всего – создавать атмосферу достатка и довольствия, ощущение насыщенности», - объяснила гендиректор Центра развития туризма РТ Оксана Саргина. Именно это ведомство выполняет функцию офиса по управлению и развитию в области туризма в Татарстане. И будет внедрять систему аккредитации по новой программе туроператоров, гостиниц, ресторанов, транспортных, сувенирных компаний - чтобы выявить предприятия с высоким качеством  и сервисом. Кроме того, VisitTatarstan должна стать руководством к действию и для обычных татарстанцев. Тут тоже есть своя мотивация: чем больше туристов, тем больше заработает республика. «Важно, чтобы местные люди воспроизводили этот образ жизни естественно и искренне, - сказала гендиректор Центра развития туризма РТ. -  Чтобы они могли просто жить и естественно делать то, что у них лучше всего получается, что им самим больше всего доставляет удовольствие. А не надевать кокошники или другие этнические элементы, когда они специально развлекают туристов. Мы прежде всего доставляем удовольствие самим себе, что мы столько всего можем, столько всего сделали. «Удовольствие» означает полное довольство, насыщение, когда турист получает всё, что душе угодно. Каждый в Татарстане может найти своё удовольствие!»

Фирменный брелок
Фирменный брелок Фото: Государственный комитет по туризму РТ

Идеология программы строится на двух древнейших свойствах жителей Татарстана: с одной стороны – напряжение, методичная и самоотверженная работа, с другой – расслабление, умение создать душевный комфорт (рэхэтлянеп) удовольствие себе и другим.

Представили на презентации и товарный знак Visit Tatarstan, находящийся сейчас в процессе регистрации. Он соединяет несколько образов. «Красная буква выделяет Татарстан как первый, особенный, которому среди российских регионов отводится особое место, - объяснила Наташа Гранд. - Открытые ворота Башни Сююмбике - это распахнутые объятия. Они говорят об открытости Татарстана, способности и желании принимать новых людей, новые идеи. Причем буква «Т» появляется только тогда, когда ворота открыты. Это значит, что Татарстан существует, только пока он открыт миру. Еще один важный элемент знака -  баланс жёсткого внешнего квадрата и тюркской орнаментальности».

Без политической подоплеки

Стремясь передать «татарстанскость», авторы Visit Tatarstan использовали концепцию многослойности – одну из традиций татарской национальной одежды. «Этот стиль основан на принципе переливающихся тканей, - сказала Наташа Гранд. – Есть болгарский слой, средневековье, XVIII-XIX вв., XX век, цифровая эпоха. В каждом слое характер Татарстана находит своё выражение, проходит сквозной идеей. Это позволяет отойти от доминирования одного единственного стиля, вводить новые стили на равных правах». В палитре татарстанской многослойности есть и славянский стиль – это узенькая полоска, обрамляющая всю многообразную картину, придающая ей законченность. Правда, создатели концепции уверяют, что никакой политической подоплеки тут нет. «Рамочка – чисто функциональная вещь, - говорят они. - Мы решили, что для нее подойдут мотивы, связанные с Поволжьем, славянским стилем».

Концепция многослойности Татарстана
Концепция многослойности Татарстана Фото: АиФ

Бикини с татарским орнаментом и пряные ароматы

 Visit Tatarstan предполагает и принципиально новые идеи сувениров. Они должны быть не просто красивыми безделушками, а практичными, используемыми ежедневно вещами. И в то же время воплощать аутентичный образ жизни Татарстана. «Вы не представляете, сколько уже было запросов: «Хочу такой рюкзак, сумку! Где купить такой клатч?», - прокомментировала Наташа Гранд  слайды с украшенной татарскими орнаментами одеждой, аксессуарами. - В таком стиле придуманы не только рубашки, но и бикини».

Образцы сувенирных футболок
Образцы сувенирных футболок Фото: Государственный комитет по туризму РТ

Образ туристического Татарстана будет представлен не только визуально. Чтобы гости в полной мере ощутили своеобразие республики, решено взять на вооружение ароматы. «Чем пахнет Татарстан? Скорее всего, это что-то сладкое и пряное, - рассуждает  Наташа Гранд. -  Когда мы создали парфюмерную композицию Минска, это вызвало огромный интерес. Возможности применения ароматов обширные. Так, например, – в аэропорту они могут создать предчувствие встречи с Татарстаном, а уезжая, туристы могут увезти с собой  на память о республике ароматические свечи». 



Материал подготовлен:
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество