О престиже чтения
- Почему в одних регионах много читают и покупают книг, а в других нет?
- Больше всего читают и покупают книги в Петербурге, а также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одним из самых читающих городов традиционно является Казань. Чем больше книжных магазинов в регионе, лучше инфраструктура, тем больше перспектив у книжного рынка. Чтение - это в большей степени привычка и навык. Даниэль Канеман, нобелевский лауреат в области экономики, в своей книге «Думай медленно, решай быстро» пишет, что мыслительная деятельность – тяжелый процесс. Люди не любят делать над собой усилие. А чтение книги – это процесс, требующий сосредоточения внимания. Это труд. Если у человека не сформирована привычка читать, он будет делать это неохотно. Когда мы создаем условия для чтения и приучаем к нему людей, то дальше, как в занятии спортом, им все дается легко и доставляет удовольствие. Вера Эфрон, внучка энциклопедиста Ильи Эфрона, живущая в Швеции, недавно выпустила статью о том, что в Швеции значительно выросли продажи книг - в целом на 9,6%, а по детской литературе на 12%. Это не случайность, а результат целевой государственной программы по поддержке чтения и популяризации книги среди детей.
- Что читали россияне в 2015 году? Какие книги стали лидерами продаж?
- На первых местах – «Планета вода» Б.Акунина, «Метро 2035» Д.Глуховского, «Виноваты звезды» Д.Грина, «До встречи с тобой» Д.Моейс. А из классиков - Д.Оруэлл «1984». Небольшая разница в предпочтениях отдельных городов, конечно, есть. Узконаправленная интеллектуальная литература лучше продается в Москве. Доля детских книг выше в регионах. Регионы чуть более рациональны и менее настроены на эксперименты и поиски чего-то нестандартного.
О будущем книг
- Не уйдет ли бумажная книга в прошлое?
Государство, наконец, обратило на нас внимание, осознало, что культура, язык и литература являются базисом существования нации. Удалось повысить авторитет отрасли. Настоящим событием года стал фестиваль «Книги России» на Красной площади в Москве. Он продемонстрировал огромный интерес людей к чтению и книге: на фестивале побывало более 200 тысяч человек, несмотря на то, что Москву не раз накрывал ливень. Иностранные гости, побывавшие в это время в столице, тоже могли увидеть как центральная площадь страны превратилась в книжную, обрела новое измерение. Можно сказать, что подобные инициативы создают ту самую мягкую силу, которая постепенно меняет ситуацию к лучшему и создает необходимую культурную среду для развития книжной отрасли.
О прибыли и успехах
В этом году рост продаж компании в денежном выражении составил 40%. Итоговый оборот по сети - 12 млрд. руб. В следующем году мы планируем выйти на 15 млрд. руб. В соответствии с общей тенденцией в стране средний чек за год вырос на 10–15% – более 300 руб. за книгу в Москве и крупных региональных городах, менее 300 руб. – в небольших городах. Следует отметить, что в начале года, когда ритейлеры стали спешно все индексировать, мы долго держали старые цены.
Год был ударным для нас. В общей сложности открыто 70 новых магазинов (с учетом открытий ноября и декабря). Это даже превысило планы компании на 2015 год. Экономический кризис не помешал нашему росту. Наоборот, магазины стало открывать проще. Ведь книги – отечественный продукт. Импортозамещение здесь не требовалось. Появилось больше предложений по торговым площадям. Если раньше приходилось убеждать арендодателей в том, что книжный магазин – это успешный и востребованный людьми бизнес, то теперь сознание владельцев площадей удалось переломить, и предложение было много. В большинстве случаев можно было договориться о рублевой аренде, что очень удобно для нашего рублевого бизнеса. Ситуация кризиса этому только способствует.
О конкурентах
Сейчас мы можем себя уверенно назвать единственной федеральной сетью и самым крупным игроком российской книготорговли, поскольку занимаем, по нашим оценкам, 25% рынка (без учета продаж учебной литературы). Если говорить о конкурентах, то это, в основном, интернет-магазины. У нас тоже есть свой интернет-магазин, который мы открыли 3 года назад. Его рост стабилен и составляет 150% в год. По структуре выручки – это 10% от общей выручки компании. В ближайшем будущем мы рассчитываем выйти на уровень продаж таких мощных интернет-операторов, как «Ozon» и «Лабиринт». Преимуществ у нас много. В первую очередь, это удобные точки выкупа – магазины сети по всей стране. Кроме того, большая сеть является бесконечным складом, на одной из полок которого может оказаться уникальное издание, которое человек не найдет в магазине рядом с домом. Но сделав заказ в интернет-магазине, он сможет ее получить из «Читай-города» за много километров от себя.
О перспективах
- Каковы ваши планы по открытию новых магазинов?
- В 2016 году мы планируем открыть 50 магазинов, осваивать новые регионы, расширять существующие региональные сети. В Крым мы пока не пришли, т.к. нет хороших предложений по торговым площадям, и существуют большие проблемы с логистикой. Но планы по освоению этой территории есть. Тем более, что Крым – это русские читатели, и наши книги там востребованы. Однако в этом году «Читай-город» открылся в Новороссийске, в знаменитых курортных районах - Ессентуках и Сочи. Был открыт самый удаленный от Центра магазин - во Владивостоке.
О поддержке индустрии
Роль СМИ в формировании общественного мнения недооценивать невозможно. Известно, что информационная революция началась не с микрочипа, а с печатного станка Гуттенберга. До него себестоимость одной рукописной книги в современном денежном выражении составляла около 20 тыс. долларов. Стоимость печатной книги в 700 раз стала ниже. Произошел настоящий информационный взрыв. Знание стало доступно. А потом началась эпоха научных открытий и технического прогресса. Если раньше существовал дефицит информации, то сегодня наблюдается ее избыток. Разобраться в ней самостоятельно невозможно. Для этого нужны своеобразные «маяки» - эксперты, журналисты, издания, которые будут расставлять акценты, выделять главное, интересное. И для этого нужны книги – источник информации, пользующийся повышенным доверием людей. До сих пор существует уверенность (особенно среди старшего поколения), что в книге «плохого не напечатают». Из нее действительно можно почерпнуть необходимые знания.
- Какие преференции книжной отрасли со стороны государства целесообразны? Вы верите в возможность перемен?
- Я верю в возможность льгот от государства. Средний НДС на книги в мире - 5,6%, где-то его нет вовсе. У нас же 10%. Конечно, если бы он был 18%, нам было бы еще тяжелее. Но в целом, в этом отношении государство могло бы сделать дальнейшие шаги нам навстречу, исходя из международного опыта.
Что касается снижения арендных ставок для книжных магазинов, которое активно обсуждается, то здесь я серьезных перспектив не вижу. Этим летом в Госдуму был внесен соответствующий проект. Однако эта инициатива касалась только аренды государственных площадей, а мы арендуем, в основном, коммерческие площади. Поэтому нас подобное нововведение, если оно даже реализуется, коснется мало. Если, конечно, государство не будет напрямую дотировать отрасль. А при текущем состоянии бюджета это малореально. Недавно министр финансов сообщил, что при нынешнем уровне расходования государственных резервов хватит только на год. А что изменится завтра? Откуда возьмутся деньги? В этой ситуации сложно на что-то рассчитывать.
Интересна инициатива Министерства культуры по открытию книжных магазинов при библиотеках и отделениях Почты России. Это огромное государственное имущество, которое сегодня используется неэффективно. В некоторых регионах много библиотек, расположенных в хороших местах. На их базе, действительно, можно организовывать книжные магазины (особенно в регионах, где книготорговля почти отсутствует). Но как это реализовать? Пока существует только большое число интересантов с разными целями. В результате все движется крайне медленно и муссируется уже не один год. Если такая возможность когда-нибудь появится, то это возможный резерв для развития книжной торговли.