Примерное время чтения: 9 минут
398

Арабский феномен: что общего между Татарстаном и Египтом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Татарстан 10/09/2013
Лилия Ахмадеева

 

 

 - Лилия, насколько твои впечатления от жизни в Египте отличаются от представлений об этой стране до переезда?

- У меня, по сути, и не было никаких представлений о здешней жизни, пока я не переехала в Каир. Туристические впечатления не в счёт. Первое, что бросилось в глаза: имущественное расслоение здесь гораздо более существенное, чем в России. И даже расслоение географическое. Въезжая в один район Каира, ты видишь современных людей, женщин с непокрытой головой, а въезжая в другой наблюдаешь очень бедных людей: женщины в черном, грязные дети. Это совсем другая жизнь.

Досье
Лилия АХМАДЕЕВА родилась в 1984 году в Ташкенте. Окончила КНИТУ (КАИ) по специальности «связи с общественностью». Работала в «Интертате», «Комсомольской правде», «Деловом квартале». В 2008-2009 гг. – главный редактор сайта «116.ru», 2010-2012 – газеты «Ва-Банкъ». Публиковалась в «Российской газете», журналах «Татарстан», «АвиаРевю» и других СМИ. С 2012 г. живет в Египте, вышла замуж за египтянина, занимается коммерческими блогами, работает копирайтером, изучает арабский язык и культуру Египта.

Успеть домой до комендантского часа

- Какая сейчас обстановка в Каире?

- По-разному. Вот буквально в четверг, 5 сентября, я проснулась утром от звука взрыва. Оказалось, что недалеко от нашего дома произошел теракт – «неустановленные лица» пытались взорвать министра МВД. Погиб водитель машины, семь человек ранены. За исключением данного инцидента, внутри микрорайонов в Каире все это время с момента переворота было спокойно. Люди ездят на работу, сидят в кафе, делают шопинг. Но свои дела нужно успеть сделать до комендантского часа, до 23 часов вечера. Каирцы в основном соблюдают этот режим, не выезжают на основные магистрали, не ездят в другие районы. Это сделано для того, чтобы не допустить возникновения толпы. Военные и полиция таким образом контролируют ситуацию. Почти все «Братья-мусульмане» в тюрьме. Большинство каирцев просто устали от демонстраций и акций протеста. Египетские СМИ заняли очень резкую позицию против Мурси (свергнутый президент Египта. – прим.авт.) и исламистов. Кое-где уже ставится знак равенства между исламистами и террористами.

- Какие уроки извлечь Татарстану из этой ситуации? Ведь ходили слухи о том, что приверженцы нетрадиционного ислам есть и в нашей республике…

- В Татарстане легальных исламистов, к счастью, нет. Но в Египте все наблюдали прецедент: что происходит, когда подпольная организация приходит к власти. Годичный опыт правления Мурси показал, что не бывает умеренного исламизма. Дошло до того, что он призвал ехать на джихад в Сирию. Это ускорило военный переворот. Поэтому, я считаю, что в Татарстане тоже нельзя заигрывать с исламистами. Достаточно того, что государство обеспечивает свободу вероисповедания. При этом нельзя недооценивать ту работу, которая не видна глазу обывателя. Пропаганда ведётся исподволь. В Казани она может быть не очевидна. Вот пример: на первых после революции выборах «Братья-мусульмане» набрали 40%, и это было неожиданностью для всех. А вторая партия, «Ан - Нур» (салафиты), еще более радикальная – 20%! А ведь, казалось бы, никаких не было предпосылок, они нигде не мелькали. Каирцы просто слышали, что где-то есть «Братья мусульмане». Сказалась пропаганда в провинциях, деревнях. В Египте это показало голосование, в РТ выборов нет и пока никакие «мусульмане Татарстана» не заявили о себе. Хотя то, что их не видно в парламенте, на ТВ, не говорит о том, что их нет. Я лично не верю, что в лесах республики бегают террористы с автоматами. Но нельзя отрицать, что перемены в сознании возможны, особенно если есть «соответствующий» мулла в деревне. Это не значит, что они с оружием ходят. Но они могут быть морально готовы к проявлению силы. Опыт Египта это доказал.

- Ростуризм рекомендовал воздержаться от поездок в Египет, многие агентства прекратили продажу путевок.

- Я считаю, что в Египте безопасно отдыхать. Но если бы я поехала, я бы выбрала Шарм-Эль-Шейх. Хургада находится близко к Верхнему Египту, а там сильны исламистские позиции. Шарм эль Шейх находится под контролем бедуинских шейхов, которые еще и взимают плату с отелей. Эти племена тоже в какой-то степени обеспечивают безопасность.

О египетских привычках

- Как живется российской девушке в Каире? Какие привычки пришлось поменять?

 

 
Успешной карьере в Татарстане Лилия предпочла семейное счастье с Махмудом. Фото из личного архива.

- Пришлось, конечно, изменить вкусам в одежде. Я ношу легкое длинное платье. Многие египтянки надевают обтягивающие джинсы, сверху - водолазки, на голове – три (!) платка разных цветов, один поверх другого. Это сейчас очень модно. Пришлось привыкнуть к тому, что дома нельзя расслабиться: здания стоят очень близко, а египтяне - люди очень любопытные, могут и подглядеть за тобой.

- Хиджаб приходится носить?

- Когда хожу одна по улицам. Но я ношу его не потому, что меня могут побить, пристать. У меня светлый цвет волос и мне просто не хочется назойливого внимания. Здесь неприкрытая голова – признак наготы. Когда я хожу с мужем - не надеваю. Ни одной иностранке не стоит ходить по улицам Каира так, как они привыкли одеваться. Хотя, по статистике изнасилований, равная их доля приходится и на женщин с непокрытой головой, в хиджабе и никабе (парандже).

- Мусульмане в Европе не стремятся ассимилироваться в обществе, живут анклавами. А русские эмигранты пытаются социализироваться в обществе?

- Европа славится своей толерантностью, там не будут ассимилировать насильно. Но в Египте другая ситуация, всё будет склонять человека к тому, чтобы он выучил язык, принял ислам, перенял арабские традиции. Подавляющее большинство тех, кто живет в Египте, это жены, их больше чем студентов и работников по контракту. А жены стремятся ассимилироваться. И чем быстрее она принимает этот уклад, тем комфортнее будет ей жить. В русско-арабской семье жена, как правило, принимает ислам, учится готовить арабскую еду, даже если она ей не нравится. Лично я стремлюсь сохранить себя, работать в России, чтобы иметь возможность пользоваться русским языком на профессиональном уровне.

 
Лилия не носит платок, когда выходит куда-то с мужем, и считает, что одевается более уместно, чем египтянки, которые сейчас носят по три платка сразу. Фото из личного архива.

- Ты можешь объяснить этот феномен, чем египетский мужчина привлекает русских женщин?

- Для меня это тайна, возможно, потому, что лично мой муж – совсем не типичный египтянин, и выбирала я спутника жизни совсем не по национальности. Просто так получилось. Если говорить в целом о тяге русских женщин к египетским мужчинам, то могу лишь предположить, что всё дело не только в горячем темпераменте последних и их восточной сладкоречивости. Думаю, женщины нашей страны подсознательно тяготеют к традиционному распределению гендерных ролей, когда мужчина – хозяин и повелитель, женщина – слабая и зависимая. В нашем обществе эти роли несколько размылись. Многие женщины России и постсоветского пространства вынуждены быть сильными, некоторые с успехом делают карьеру. Однако такой стиль жизни еще не успел стать частью менталитета, как на Западе. Вот и возникает некое «раздвоение». Поэтому среди «русских египтянок» вы найдете как юных влюбленных девиц, бросивших учебу и уехавших вслед за мужем в страну пирамид, так и вполне успешных зрелых дам, которые по каким-то личным причинам предпочли круто поменять свою жизнь.

- Ты ведёшь весьма популярный блог о жизни Египта в казанском интернет-издании, который порой собирает сотни комментариев. Чем объясняется такой интерес к нему? Тем, что многие ездят туда отдыхать?

- Это была не моя инициатива, вести блог предложили руководители сайта. Я сначала сомневалась, что это будет востребовано, но позже поняла, что люди по всему миру интересуются происходящим в Египте, я видела множество откликов и на англоязычных сайтах. Но соглашусь, что Египет интересен прежде всего, потому что это страна, с которой многие соприкоснулись. А во-вторых, Египет сегодня - это арена многих событий, находящих отражение и в нашем обществе. Революции - это некий интерактивный сериал, который в сети можно прокомментировать, сделать прогнозы и ждать, что будет дальше. Эти события могут произойти и в нашем обществе когда-то. Сегодня тема №1 во многих странах – экспансия исламизма, поэтому, я думаю, Египет будет интересен еще долго.

- А какие еще параллели с Татарстаном есть?

- В арабском языке есть слово «татары». Это слово означает татаро-монгольские орды, которые в своё время разрушили весь Ближний Восток. Причем осталось именно «татары», а не монголы или азиаты. В арабском даже поговорка есть на случай, когда, скажем, в помещение неожиданно заходит несколько человек. Мы можем сказать: «Набежали как тараканы». А у них: «вот и татары пришли». Кстати, это одна из тем, которую я еще планирую раскрыть в своем блоге – татары в истории Египта.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах