Татарстан, 5 июня, АиФ-Казань. «На самом деле это благо, что к нам приезжают. Если экономически и социально регион опасен и бесперспективен, люди туда не едут», - считает Татьяна Титова, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ, один из организаторов Центра по изучению дискриминаций, экстремизма и ксенофобий РТ, занимающегося вопросами межнациональной толерантности и межконфессионального согласия среди населения Татарстана.
Безопасный регион
- Татьяна Алексеевна, в ваших исследованиях говорится, что наши граждане довольно сдержанно принимают приезжих, но мы ведь почти не взаимодействуем с ними. Откуда такое отношение?
- Во многом срабатывают сложившиеся стереотипы. На самом деле люди приезжают к нам по разным причинам - не только заработать. Говоря, к примеру, о мигрантах из стран СНГ, мы забываем, что к нам едут строители из Марий Эл, Чувашии и т.д. Хотя это точно такая же наша внутренняя миграция, как и миграция из республик Северного Кавказа. Но гости из соседних регионов нас не раздражают, потому что фенотипически, то есть внешне, мы похожи. А вот люди, имеющие отличный от местного населения фенотип, воспринимаются нами уже как чужие.
Работников «Новой Туры» протестируют на знание русского языка>>
По большому счёту, то, что к нам приезжают, - это хороший признак. Если экономически и социально регион опасен и бесперспективен, туда никто не поедет. В Татарстане мигрантов привлекает ещё и безопасность – их здесь не трогают. Ещё важный момент: новые приезжие – это, как правило, представители республик, традиционно исповедующих ислам. И нашу республику они воспринимают как исламскую, хотя, как мы понимаем, это тоже миф: республика у нас, как и Россия в целом, светская. Просто здесь есть много возможностей для удовлетворения мигрантами-мусульманами своих религиозных потребностей: посещать мечеть, совершать намаз, общаться с представителями духовенства, читать соответствующую литературу и т.п.
Изучить язык
- В Казани уже есть места компактного проживания приезжих, где уже не говорят ни по-русски, ни по-татарски. Это нормально?
- Ни в коем случае нельзя допускать такого капсулирования мигрантов, то есть ситуации, когда человек вращается в очень ограниченном социально-культурном пространстве, и у него нет потребности в изучении языка, на котором говорит местное население. Опасно, когда человек не владеет языком, - значит, он не владеет ситуацией в целом. Кто знает, какой посредник может встать между ним и принимающим сообществом? Важно, чтобы мы помогли мигрантам усвоить простую истину «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Поверьте мне: на практике это очень сложно укореняется в сознании.
Одна из серьёзных проблем – женщины-мигранты. Они, как правило, не работают, не общаются с местными, не владеют русским или татарским языком, целиком зависят от мнения мужчин. С одной стороны - они социально не защищены, с другой - оторваны от общества. Им желательно предложить получить профессию, пройти курсы по адаптации мигрантов, включая языковую подготовку. Опыт их проведения у нас в республике есть.
- Мигранты часто занимают не престижные рабочие места, куда местные идут неохотно. При этом жалобы на то, что приезжие вытесняют нас с рынка труда, слышны регулярно. Где золотая середина?
- Всех можно понять. Но, безусловно, здоровый протекционизм должен присутствовать. Например, прошла информация, что в Казани закрыли последнее строительное училище. Видимо, расчёт идёт на иностранную рабочую силу. И это неправильно! В первую очередь, надо заботиться о благополучии своих граждан. Наверное, на федеральном уровне стоит предпринять определённые усилия и снизить градус напряжённости в этой сфере. Надо повышать уровень зарплат. Общеизвестно: чем ниже уровень жизни и социальной защищённости граждан, тем более склонны они обвинять в своих проблемах кого-то, в том числе и мигрантов. Кроме того, работодатель, используя дешёвый и неквалифицированный труд, тем самым не способствует модернизации отрасли.
- Насколько в Татарстане велик градус напряжённости по отношению к приезжим?
- Не сказала бы, что он очень высокий. И снять его совсем тоже нереально, поскольку любой многонациональный регион априори сложный, хотя и несёт большой заряд толерантности и позитива. На мой взгляд, плохо, что у нас нет социальной рекламы, которая помогала бы формировать в нас доброжелательное отношение к приезжим. В США, например, у магазинов или кафе часто можно встретить плакат примерно с таким содержанием «Чистоту и порядок в нашем заведении обеспечивают мигранты. Давайте поблагодарим их за это».
Лицо национальности
- Уроженец Узбекистана, обвиняемый в убийстве 8-летней девочки, водитель автобуса, в ДТП с участием которого погибли три человека... Так или иначе, но многие сразу же вспоминают национальную принадлежность обвиняемых.
Водитель автобуса, сбивший людей на остановке Гаврилова, отстранен от работы>>
- Преступления надо квалифицировать по соответствующей статье. Причём тут национальность?! К сожалению, у нас любой социальный конфликт с участием представителей разных национальностей зачастую преподносят как межэтнический. Опасная тенденция! Если, грубо говоря, в переулке сцепились русский или татарин и азербайджанец, это уже обычная драка. И упоминать их национальность не стоит.
Досье | |
---|---|
Татьяна Титова, профессор, доктор исторических наук. Родилась в 1967 г. в Казани. Окончила КГУ в 1990 г., автор более 120 научных работ. |
- И, тем не менее, узбекская община выступила с заявлением относительно соотечественника…
- Думаю, они пытались смягчить ситуацию - представителям любой диаспоры важно поддерживать отношения с местным руководством и населением. Но если вдуматься… Как мне, например, может быть стыдно, что кто-то из представителей народа, к которому я себя отношу, совершил преступление? Мне будет стыдно, если не дай бог, мои дети преступят закон – значит, я их так воспитала. Зачастую мы на «межкультурное и межнациональное непонимание» списываем многие свои личностные недостатки. И тут актуален вопрос не межнациональных отношений, а проблема внутренней культуры каждого из нас! Не защищаю мигрантов, но всё-таки надо понимать особенности их воспитания: для них девушка в короткой юбке – значит, доступная. Я понимаю, что это они к нам приехали и должны жить в публичной сфере согласно нашим нормам и традициям, но совсем не считаться с их этнокультурной составляющей тоже не получится. И власть, и общественность, и учёные должны быть заинтересованы в сохранении стабильности, в том числе межэтнической. В противном случае общество не сможет всесторонне и полноценно развиваться.