Чем в «толерантном Татарстане» обоснована необходимость создания Центра? Об этом рассказывает его руководитель Раис Сулейманов.
Стратегия и тактика
- Раис Равкатович, Центр – «око государево» в РТ?
- Его цели и задачи продиктованы РИСИ. А это, прежде всего, стратегия развития страны с учетом потенциальных угроз ее национальной безопасности и территориальной целостности. Интерес стран Востока к Поволжскому региону велик, возрос он и со стороны Запада. О векторах интереса нужна объективная информация. Зарубежное влияние на Поволжье должно быть проанализировано с точки зрения и стратегических интересов России, и, с точки зрения национальной безопасности. Мы формируем сейчас группу независимых экспертов для ее анализа.
- Вы надеетесь, что найдутся не ангажированные специалисты? И еще: будете ли взаимодействовать с исполкомом Всемирного конгресса татар, с ВТОЦ?
- Есть немало ученых в Татарстане, чьи мнения расходятся с официальным. Проблемы есть и не надо бояться их обсуждать, чтобы найти алгоритм решения. ВТОЦ и другие местные национал-сепаратистские организации однозначно не могут быть привлечены к аналитической работе, и это точно входит в задачу РИСИ. А независимость от республиканских властей исполкома ВКТ весьма спорная. Навязывать сотрудничество с Центром мы не собираемся, хотя любые мнения нам интересны.
Кто такие «друзья народа»?
- Вы татарин?
- Да, конечно.
- Почему националисты называют вас «врагом татарского народа»?
- Вопрос к тем, кто называет себя «друзьями татарского народа». Мнения, не совпадающие с их собственными, они не желают слушать, конструктивных предложений с их стороны мало, превалируют эмоции. В выражениях в мой адрес не стесняются, дело дошло и до угроз накануне выборов муфтия РТ, когда обострились дискуссии вокруг проблемы ваххабизма в регионе. Скрещивание исламских фундаменталистов с татарским национал-сепаратизмом исключать нельзя. Когда в Нурлатском районе РТ в прошлом году была ликвидирована банда вооруженных боевиков-фундаменталистов, со стороны некоторых националов и лично Ф. Байрамовой, последовали заявления, что «мальчики» пострадали, что они «невинные» жертвы российского беззакония, которое всегда направлено против татар и ислама. А то, что боевики были вооружены, например, гранатометом, устраивали диверсии, держали в страхе население района, в расчет не принималось. Друзья народа так не поступают. Поэтому местные национал-сепаратисты любого не согласного с их точкой зрения, особенно если он этнический татарин, спешат назвать «врагом татарского народа». Для них существуют только две точки зрения: своя и неправильная, которая тут же называется «антитатарской».
- Каковы, на ваш взгляд, наиболее пульсирующие проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в РТ?
- На слуху у всех – языковая. И русская, и здравомыслящая татарская общественность предлагают пути ее решения. Но чиновники упорно уходят от диалога. Результаты проверки прокуратуры РТ, зафиксировавшие якобы паритет в преподавании русского и татарского языков, считать однозначно достоверными сложно. Не сообщалось, например, в каких школах прошла проверка, учтены ли мнения родителей, педагогов, детей… Министр А. Гильмутдинов принял волюнтаристское решение, которое лишило родителей права выбора варианта обучения. Это нарушение Конституции РФ. Средства налогоплательщиков, в т.ч. русских, расходуются впустую, отдача – нулевая, а знание русского языка всё хуже. Дело доходит до того, что на русское отделение филологического факультета Казанского университета в основном поступают абитуриенты из других регионов: по сравнению с ними выпускники школ Татарстана имеют крайне низкий бал ЕГЭ по русскому языку. Знание русского языка значительно ниже у школьников Татарстана. Не добившись справедливости в РТ, люди обратятся выше. Федеральный центр должен будет отреагировать, что неминуемо может сказаться на особом положении Татарстана, чьи власти не в состоянии разрулить ситуацию. Ведь вариант губернизации страны в перспективе не исключен. Хотя бы из чувства самосохранения власти республики должны решить языковую проблему. Русская общественность призывает к конструктивному диалоге с властями, но последние почему-то упорно не хотят на него идти.
Правда глаза колет
- Почему и лидеры нацдвижения, и высокопоставленные чиновники учат детей и внуков не в татарских школах, а в русских с «английским уклоном» или за границей?
- Видимо, думают, что никто не узнает. Свои-то потомки дороже! Всё это связано с представлением о себе как о некоей элите, которая может навязывать населению правила игры, по которым сама элита не играет.
- Существует ли в РТ «русский вопрос»?
- Обозначу, например, кадровый… Истеблишмент РТ составляют представители титульной нации. В госаппарате в ходу поговорка: «Неважно, какой татарин, главное - татарин!». И порой именно по такому принципу людей и назначают на руководящие посты. Мне кажется, что русские уже смирились, что им в РТ вечно быть на вторых и третьих ролях, например, в положении заместителей или подчиненных, но не руководителей. Разве это нормально, что из 19 министров Правительства Татарстана только двое русских, при том, что русские и татары – две приблизительно равные по численности этнические группы населения региона? До смешного доходит: если даже сейчас попытаются восстановить этнический баланс в госаппарате на руководящих постах найти этнически русских чиновников будет сложно, их просто вытеснили в 90-е годы. Не решаются и другие проблемы, связанные с русской культурой. Богоявленская церковь на ул. Баумана, несмотря на Закон РФ о реституции религиозной собственности, так и не передана епархии. «Русский вопрос» в Татарстане включает в себя проблему русского языка, этнического представительства во власти и неразвитость русской культуры в регионе. И сейчас он как никогда обострился. Но есть не только «русский вопрос». До 1917 г. в Казанской губернии было 30 кряшенских храмов. Сейчас всего 5, хотя в РТ - 120 тыс. кряшен. Административные меры препятствуют им идентифицироваться в качестве самостоятельного этноса, для кряшен это трагедия.
- Когда общаешься с националами, создается впечатление, что они мыслят дремучими средневековыми категориями…
- Для анализа внутриполитической ситуации в Татарстане я хожу на протестные митинги. Допустим, приходишь на митинг против «оптимизации» татарских школ... Стоит с плакатом человек, на котором написано «Мы против закрытия татарских гимназий!» А рядом с ним стоит другой человек с плакатом «Чемодан-вокзал-Россия!». И совершенно, можно даже сказать, в чем-то благородное требование не «оптимизировать» татарские школы начисто перечеркивается откровенно русофобских лозунгом. Ну, при чём тут русские? Оптимизация-то происходит по приказам минобрнауки РТ. Организаторы таких митингов неискренни перед народом. По-видимому, у них, как и у тех, кто стоит за ними, - комплекс национальной неполноценности. Ярким примером может быть ситуация, которая творится в исторической науке Татарстана. К примеру, скажем так, национально озабоченные историки стремятся максимально «удревнить» татарскую историю, доведя ее чуть ли не до неандертальцев, ищут тюркские корни у Цезаря и Ганнибала, идеализируют эпоху Золотой Орды, твердят о взятии Казани как о национальной трагедии, «забывая», что почти половину войска Ивана Грозного составляли этнические татары. А ведь это исторический факт! Но у нашего народа и без неграмотных домыслов великая история. Например, Волжская Булгария, в столице которой Болгаре уже в Х веке была вся система городских коммуникаций, например, канализация, чего, к примеру, в Париже в тот самый период истории еще не существовало.
- Каким национальным достоянием должны гордиться татары?
- В первую очередь, многовековым опытом мирного сосуществования в условиях иноконфессионального окружения. Ни турки, ни саудиты не умеют жить бок о бок с христианами (турки в 1915 году всему миру продемонстрировали свое отношение к христианам, а в Саудовской Аравии просто запрещено под страхом смертной казни исповедовать христианство или любую другую религию, там даже шиитов преследуют). Не нам надо ехать и учиться на Ближний Восток, а им надо учиться у нас! Татары сумели влиться в мировую и российскую цивилизации, обогатили их, и сами духовно обогатились. Такие гении, как Габдулла Тукай, высмеивали тех, кто ориентировался на зарубежье (всем известно с каким омерзительным презрением татарский поэт относился к тем своим соплеменникам, что призывали татар переехать жить в Османскую империю). Наши духовные учителя чтили и уважали русский народ, его культуру. Лишь очень недалекие люди этого не желают знать.
- Насколько влиятелен сейчас националистический фланг в РТ?
- На митингах и пикетах националов всегда не более 50 участников (хотя в последнее время и еще меньше: 10-15 человек). Движение маргинализировалось. Власти РТ уже не поддерживают радикальные акции, даже косвенно. В 90-е националов использовали в качестве пешек в политической игре, сегодня они – уходящая натура. Судите сами: если на их митинги не выходят простые жители (причем не обязательно стоять с плакатом или произносить речь, можно ведь просто выйти и поприсутствовать в знак солидарности), значит, те проблемы, о которых националы говорят, большинство населения мало интересуют. Если в марте этого года на митинг против введения платной рыбалки в центре Казани вышло свыше 3000 человек, а на митинг татарских националистов, где главный плакат «Чемодан-вокзалом-Россия!», пришло от силы 50 участников, то это только говорит о том, что идеи татарских националов не правят миром в Татарстане.