Напомним, группа преподавателей и ученых вуза обратилась к Рустаму Минниханову с письмом, в котором попросили помочь организовать выборы ректора. Сотрудники подчеркивали, что хотят сохранить вуз, и что управляющий им Николай Абруков не является выбранным ректором, а лишь исполняет обязанности. Но не успели огласить список претендентов на должность нового ректора КАИ, в числе которых значился и экс-министр, как в четверг он уже был назначен и.о.
О назначении на новую должность Альберта Гильмутдинова решение было принято после встречи президента республики с членами ученого совета КНИТУ-КАИ. В пятницу 21 сентября нового и.о. ректора представил коллективу вуза премьер-министр Ильдар Халиков.
Информационные споры и плюсы
Переход Альберта Гильмутдинова в авиационный университет был воспринят общественностью неоднозначно. Ведь его отставки с поста министра за три с половиной года работы требовали не раз, а однажды из-за поборов в школе президент Татарстана показал ему «желтую карточку».
Чем же запомнился экс-министр образования и науки РТ? Например, программой «Алгарыш», предусматривающей подготовку специалистов за рубежом, и стратегией развития образования «Килэчэк», которая включала в себя множество направлений, среди которых расширение «Электронного образования» и разработка системы грантов для учителей.
- Альберт Харисович Гильмутдинов на посту министра образования и науки республики запомнился своей напористостью в желании поднять образование в Татарстане на уровень мировых стандартов, сделать его лучшим в России, - рассказал председатель татарстанского рескома профсоюза работников народного образования и науки РФ Юрий Прохоров. - Так, по его инициативе были введены гранты для молодых учителей – с целью привлечения свежих кадров в профессию, а также система поощрений для уже действующих преподавателей. Министр стремился внести инновации в систему образования РТ. Каждый учитель республики получил ноутбук. И хотя есть спорные моменты по электронному дневнику и журналу, плюсы от информационной составляющей в системе обучения налицо.
Под аккомпанемент поборов
Запомнился чиновник и скандалами. В частности, из-за бесконечных жалоб на поборы в школах и громких споров о недостаточном количестве уроков русского языка. Только недавно разгорелся очередной скандал со школьными учебниками, когда Альберт Гильмутдинов утверждал, что все учебные получили книги, а родители продолжали жаловаться на их нехватку.
Летом назвали сорванной программу «Алгарыш». Были установлены многочисленные нарушения, когда учебу за рубежом проходили люди, не являвшиеся специалистами в направлении, по которому получали дополнительное образование. А данные свыше ста грантополучателей вообще оказались потеряны.
- Альберт Гильмутдинов ушел с поста министра под аккомпанемент проблемы школьных поборов, которую ему так и не удалось решить, - говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Я не исключаю, что сложившаяся ситуация и стала последней каплей. Гильмутдинову уже показывали «желтую карточку», возможно, теперь она стала красной. Нам не удалось добиться диалога с бывшим руководством министерства, которое до последнего отказывалось признать удручающее положение с обеспечением школ учебной литературой и обвиняло правозащитников в нагнетании обстановки. Остается надеяться, что новый глава Минобрнауки учтет негативный опыт во взаимодействии с общественными организациями и постарается улучшить ситуацию.
«Летающий» не в одиночку
Что же касается реакции на назначение экс-министра в КНИТУ-КАИ непосредственно в вузе, то кандидатуре рады не все и на условиях анонимности рассказывают, что не будут голосовать за него на выборах. Хотя президент вуза Геннадий Дегтярев, проработавший ректором более 20 лет, оценил личность Гильмутдинова очень высоко, а кандидатуру по квалификационным требованиям назвал безупречной.
В университете и за его пределами недоумевают – почему экс-министра назначают в вуз, где во главе угла всегда ставилась преемственность?
- КНИТУ-КАИ - это достаточно известный вуз, славящийся и достижениями, и кадрами, - говорит академик Российской академии образования Гузел Мухаметзянова. - Учиться и работать там всегда было престижно, а выпускники считались одними из лучших. Кроме того, в вузе всегда существовала преемственность, руководителя выбирали из своей среды. Альберт Гильмутдинов – фигура солидная, с опытом министерской работы. Сегодня требования к ректору очень высоки и задача предстоит сложная: нужно двигаться вперед, сохраняя традиции и атмосферу университета.
- Как и многие коллеги, я являюсь поборником традиций университета и считаю, что новому ректору необходимо максимально их сохранить. КАИ должен оставаться КАИ, - уверен заместитель директора регионального центра безопасности образовательных учреждений, доцент кафедры «Автоматики и управления» КНИТУ-КАИ Михаил Щеглов. - С этой точки зрения логичнее, если должность получит представитель вуза – плоть от плоти КАИст. Причем, тот, кто занимается одним из основных направлений работы университета, непосредственно связанных с авиацией. Если это пришлый человек, и действительно сложилась ситуация, когда нужно многое менять, он должен быть гениальным реформатором. Однако среди названных фамилий, я такой личности не вижу. Что же касается кандидатуры Альберта Гильмутдинова, его научные достижения не вызывают сомнений. Но в масштабах КНИТУ-КАИ, руководитель должен быть не только блестящим ученым, но и менеджером, и организатором. Кроме того, вузовский коллектив – это не строй солдат, и даже не министерство, а набор индивидуальностей, с которыми нужно находить контакт. А некий опыт взаимодействия с бывшим министром образования и науки подсказывает, что проблемы с обратной связью могут иметь место. И шлейф финансово-коррупционных проблем МОиН РТ последних лет - будет "напрягать" в КАИ абсолютно всех. Хотя, конечно же, работа любого человека подлежит изменениям и улучшениям. Хочется надеяться, что из всех кандидатур в процессе выборов нашему КАИ достанется ректор не «летающий» в одиночку, а тот, который бы уверенно парил вместе с командой, со всем коллективом в бескрайних просторах научных и специальных технических знаний. Считаю, что КАИ достоин этого.
Особое мнение | |
---|---|
Доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин: Сейчас идёт обсуждение кандидатур на пост ректора КГТУ и часто приходится слышать, что кандидат Альберт Гильмутдинов (экс-министр образования) не подходит как подходящий кандидат, так как не выходец из «авиаторов» и «космонавтов». Это конечно смешно, так как КГТУ уже давно утратил свою былую самолётную и космическую суть. Гигантская страна «КАИ» уже давно не готовит специалистов для авиации и большинство выпускников имеют неадекватное своему диплому «распределение» (каких только коньюнктурных специальностей там нет - полный ералаш). Большинство грантов - ради отчётности. Этот вуз (как и многие вузы в России) уже давно потерял свою суть и держится на блефе существования российской науки, которой уже нет. Это блеф нужен для того, чтобы родители, которые проплачивают своим детям образование раскошелились. Сложные времена - времена извращения всех институтов (науки, экономики, политики и др.) Не удивлюсь если в КГТУ откроется богословский факультет. Так, что кандидатом в ректоры может не обязательно быть «авиатор» Нужны менеджеры, нужны деньги, которые стали мерилом науки, инструментом её извращения... |
Разумеется, Альберту Гильмутдинову еще предстоит процедура выборов, дата которых пока не назначена. Однако многие не сомневаются, что при поддержке руководства республики его шансы в разы выше, чем у остальных кандидатов.
Вакантное кресло
В пятницу стало известно и имя того, кто пока займет освободившееся министерское кресло. Исполняющим обязанности министра образования и науки РТ назначен первый заместитель главы ведомства Данил Мустафин. Однако станет ли министром именно он или кто-то другой, эксперты пока стараются не обсуждать открыто. Но при этом точно знают, чего ждут от того, кто получит должность.
- Надеюсь, это будет человек, понимающий, что образование – один из самых главных факторов развития общества и становления личности, - говорит академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Гузел Мухаметзянова. - Сейчас обсуждается много различных проектов, связанных с реформированием образования. Меняются стандарты, условия, система, однако, учитель остается прежним, он не успевает за нововведениями. Нам сегодня необходимы новые программы для вузов, которые готовят учителей.
- Наши пожелания новому министру образования и науки РТ связаны, прежде всего, с тем, что он должен быть более активным социальным партнёром, - объясняет Юрий Прохоров. - А именно более открыто, чем это было раньше, обсуждать с общественностью все острые вопросы – в первую очередь, проблемы уровня зарплаты работников образования, статуса учителя, и с учётом мнения общественности принимать решения. Кстати, и кандидатура нового руководителя минобраза и науки РТ, на наш взгляд, должна утверждаться после обсуждения с общественными организациями – не только на основании предпочтений правительства, но и с учётом мнения общественности.