Совсем недавно – по меркам тысячелетнего города – в 1997 году была возведена памятная ротонда и заложена капсула с посланием потомкам.
Три открытия
Говорят, что результат любого труда – будь то здание, мост или дорога - получает частичку души мастера. Это, без сомнений, можно сказать и о Казанском метрополитене. Наше метро надежно, как и настоящие мужчины, которые его строят, выполняя важную социальную роль для столицы нашей республике. Сегодня в МУП «Казметрострой» работает 1123 сотрудника – профессионалы своего дела. Только чтобы обеспечить работу одного тоннелепроходческого комплекса требуется 50-70 человек.
Многие работники предприятия помогали возводить сложные масштабные объекты по всей России, в том числе и на Байкало-Амурской магистрали. Принимал участие в строительстве БАМа и Ташкентского метрополитена и руководитель компании – Марат Рахимов, возглавляющий МУП «Казметрострой» со дня его основания, 17 марта 1997 года.
Открытие новых станций неизменно становится событием. Ведь каждый отрезок «подземки» позволяет стать пассажирами метро жителям сразу нескольких перегруженных пробками микрорайонов. Так было и с «Проспектом Победы», и с «Козьей Слободой». На сегодняшний день действуют семь станций Казанского метрополитена. Строительство метро ведется за счет средств республиканского бюджета, все необходимые закупки строительной техники и материалов ведутся на электронной торгово-информационной площадке – ЭТИС.
В преддверии Всемирных студенческих игр состоится, пожалуй, самое ожидаемое открытие – новых пассажиров примут сразу три станции Московского и Авиастроительного районов: «Декабристов», «Московская», «Заводская».
Поэтому вторая очередь первой линии метрополитена строится полным ходом. Работа кипит, метростроители трудятся в три смены, 24 часа в сутки. Проходка не останавливается ни на миг. Ведь до даты икс – мая 2013 года – осталось 14 месяцев. Оба перегонных тоннеля от станции «Заводская» до станции «Московская» уже успешно пройдены. Готов правый тоннель между «Московской» и «Декабристов». В соседнем тоннеле длиной 1367 метров трудится тоннелепроходческий комплекс «Сююмбике». «Алтынчеч» и «Айсылу» активно двигаются в направлении «Козьей Слободы». В общей сложности, метростроевцы проходят под землей до 32 метров за сутки, что считается очень хорошим показателем. К юбилейной дате тремя машинами пройдено более полутора километров подземного пути.
Одновременно строятся вестибюли всех трех будущих станций. В данный момент там проводятся бетонные работы. Каждый вестибюль по традиции будет выполнен в своем оригинальном стиле, в их оформлении будет использован камень. Станция «Московская» планируется в колонном стиле, в односводчатом виде - «Декабристов» и «Заводская». Кстати, последняя станет самой протяженной из всех – 525 метров. Она включит в себя оборотный съезд - место для отстоя поездов в ночное время.
Метростроевский труд того стоит – популярность «подземки» увеличивается в разы.
- Судите сами, - говорит заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов, - в 2005 году (после открытия) метро пользовались 5-7 тысяч казанцев в сутки. Сегодня пассажиропоток достигает уже 80-90 тысяч человек. А с вводом трех новых станций, по самым скромным прогнозам, он возрастет до 250 (!) тысяч пассажиров в день.
Социальная безопасность
Казань, как и многие мегаполисы, стала городом огромных транспортных потоков. Мы сталкиваемся с пробками не только в часы пик. Ведь за последние десять лет количество автомобилей на наших дорогах возросло более чем в два раза и уже составляет более 300 тысяч. К 2015 году по прогнозам ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» количество машин в Казани достигнет полмиллиона. В такой ситуации метро – главный скоростной (скорость движения достигает до 80 км в час), а также удобный и безопасный общественный транспорт, участвующий в разгрузке городских улиц. По словам Вениамина Терзиманова, с мая 2013 года добираться от ДК Ленина Авиастроительного района до Проспекта Победы люди смогут за 27 минут, а до центра – менее чем за 15. Ни один другой транспорт не способен похвастаться такими показателями, а это весомый аргумент, чтобы спуститься в «подземку».
Казанское метро не без оснований принято считать безопасным и социально-адаптированным транспортом. Наш метрополитен проектируется с учетом программы «Доступная среда», ориентированной на людей с ограниченными возможностями. Для категории таких граждан создаются комфортные условия: в метро устанавливаются подъемники, входы в «подземку» обозначены для них специальными знаками. А за шесть с половиной лет работы здесь не произошло ни одного серьезного ЧП. Факт, удививший многих пассажиров: когда в прошлом году в Московском и Вахитовском районе массово отключался свет, метрополитен продолжал работать без перебоев. Ведь всё метро способна питать электроэнергией даже одна подстанция.
Без остановки!
Накопленный опыт на грандиозных стройках в других регионах люди привезли в Казань, чтобы применить знания и навыки на благо татарстанской столицы. Параллельно делается ставка и на молодые перспективные кадры. Ведь МУП «Казметрострой» - динамично развивающаяся компания, которая постоянно двигается вперед, наращивает объемы, использует все новые и новые технологии. Например, третий комплекс - «Айсылу», произведенный французской компанией NFM, был модифицирован с учетом пожеланий казанских специалистов.
- Комплекс очень удобен в эксплуатации, - говорит главный инженер МУП «Казметрострой» Владимир Жданов. – Свой первый тоннель от «Заводской» до «Московской» он прошел с запланированной скоростью без ЧП. Благодаря системе супервизора, оператор одновременно видит скорость вращения ротора и выемки грунта, температуру двигателей, гидравлического масла и многих других параметров. В скором времени планируется приобретение и четвертой подземной машины.
Для выполнения предстоящих масштабных работ требуется еще больше специалистов. Это и проходчики, и машинисты ТПК, бульдозеров, и водители самосвалов. К слову, сказать, социальный пакет для своих сотрудников МУП «Казметрострой» поддерживает на должном уровне, сохраняя все выплаты за выслугу лет, а также 13-ю зарплату. Это одно из немногих предприятий, которое самостоятельно строит и предоставляет бесплатное жилье своим сотрудникам согласно действующему коллективному договору.
Каждый город-миллионник, начав строить метро, не прекращает работу. Растут новые микрорайоны, появляется необходимость обеспечивать их транспортом, в том числе и подземным. В Москве станции продолжают присоединять к существующим веткам почти 80 лет. Не собирается останавливаться и Казань. Специалисты МУП «Казметрострой» уже ставят перед собой новые задачи. По завершению работ на трех новых станциях, начнется строительство перегонных тоннелей к станции «Дубравная». Проект уже прошел Госэкспертизу в 2011 году.