Раифское специальное профессиональное училище № 1 для детей с девиантным поведением в сентябре отметило 50-летний юбилей. На один день закрытое учреждение распахнуло двери, чтобы показать, как дети, на которых едва не махнули рукой, становятся настоящими мужчинами.
История училища началась полвека назад, когда осенью с казанских улиц собрали 40 беспризорников, побрили и привезли на территорию мужского монастыря. Сегодня здесь одновременно живёт до 110 мальчишек со всего Татарстана и соседних регионов. Ребята с пятого по одиннадцатый класс. Сюда попадают на два-три года за кражи, хулиганство, торговлю наркотиками. Впрочем, о причинах в этих стенах говорить не принято.
- Коробит, когда говорят «колония», - объясняет Надежда Кисиль, директор училища. – Колония – это судимость, крест на армии и многом другом. Наше училище – последняя ступенька для детей в сложной жизненной ситуации. Я всегда им говорю: «Судья занёс руку, чтобы подписать приговор, и в самый последний момент ангел шепнул: «не надо». Здесь каждому дается шанс: окончить школу, получить профессию, ещё раз всё осмыслить.
…На площадку выезжает грузовая машина. Под громкую музыку наружу выпрыгивают подростки в камуфляже и автоматами. Показательный номер воспитанников впечатляет слаженностью и мощной спортивной подготовкой. Взобраться друзьям на плечи? Разбить ладонью кирпич? Запросто!
- Иногда на фестивалях и конкурсах нас спрашивают: «А этих ребят откуда взяли?», сразу не верят, что это воспитанники училища, которые всему научились здесь, - рассказывает Елена Александрова, замдиректора по научно-методической работе. - Самое сложное для этих детей – адаптироваться в новых условиях. Некоторые попадают к нам фактически с улицы, не у всех есть мамы и папы. Они не знают, что такое жить по расписанию.
Жизнь по расписанию
Основное направление работы с детьми в Раифском училище – это программа кадетского образования и военно-патриотического воспитания. Помимо обычных учителей с мальчишками занимаются офицеры запаса, участники боевых действий в Чечне. В течение года проходят полевые выходы, эстафеты по пересечённой местности, марш-броски на 16 километров.
В феврале 2009 года организовали поисковый отряд. Ребята участвовали во Всероссийских поисковых экспедициях под городом Любань Ленинградской области. Останки 42 бойцов из 961 были подняты и захоронены силами воспитанников училища. Все до одного мальчишки - участники военно-патриотического клуба «Раифа».
Каждый день у ребят расписан по минутам: школа, кружки, работа в мастерских, где они получают рабочие профессии. Немного личного времени – посмотреть телевизор, привести в порядок одежду. Иголку с ниткой держать в руках умеет каждый.
Дисциплина в училище жёсткая. Даже разговаривая со мной, 17-летние друзья Роман Береснев и Рустам Ибрагимов по привычке стоят навытяжку. Роман родом из удмуртского посёлка, Рустам казанец. У обоих в течение года истекает срок, но ребята будут продлевать его, чтобы закончить 11 класс в ставшем родным Раифском училище.
О прошлом друзья говорят мало. «Старые дела», - произносит Роман и смущенно улыбается. Рассказывает, что раньше жил одним днём, без целей, без планов. Наделал много ошибок. Зато глаза загораются, едва речь заходит о будущем.
- В армию пойду, в ВДВ! Потом займусь творчеством. Пишу песни в стиле рэп.
По словам Рустама, сложнее всего в училище было привыкнуть к физическим нагрузкам, ведь в жизни «до» о спортивных секциях не было и речи. Зато теперь он занимается футболом, паркуром, рукопашным боем. А после армии планирует продолжить образование.
Сны о погонах
В педагогическом коллективе много женщин. Они и учителя, и вторые мамы. Бибинур Гареева – представитель династии педагогов, посвятивших особенным мальчишкам всю жизнь. Преподаёт здесь математику уже 38 лет. Лишь ненадолго покидала Раифские стены. Уезжала с мужем в Баку, где три года преподавала в мореходном (!) училище.
- Здесь работал брат и его супруга, - рассказывает Бибинур Гареева. – А началось всё с отца. Он был контужен на войне и стал непригодным для фронта. Через военкомат его перевели сюда. В то время здесь была трудовая колония, а папина должность называлась «надзиратель». Я понимала, что иду работать в особенное место, но не сомневалась в выборе. Ведь трудности есть везде.
Её ученики не такие как все, им нужно время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Многие поначалу не хотят учиться. Они нередко пропускали занятия в обычной школе, есть пробелы в знаниях. Но постепенно у ребят появляется интерес к математике. А любить историю мальчишек вот уже 15 лет учит дочь Бибинур Гареевой - Гульфия. Она не только предметник, но и руководитель музея училища, собирает летопись событий и имён.
- Многие ребята остаются в памяти, - говорит Бибинур Гареева. – Некоторые поддерживают связь, и спустя годы продолжаешь радоваться их успехам. Навещает нас один из моих первых учеников Виталий Киреев из Иванова. Он занимается перевозкой машин из-за границы. Сейчас сам уже дедушка!
Приехали воспитанники прошлых лет и на юбилей. Те, кто учился в 90-х, 80-х и даже 60-х. Николай Завалин, уроженец Кировской области, в училище провёл с 83 по 85 год. Отслужил на Дальнем востоке, работал в федеральной службе исполнения наказания.
- В моё время часть помещений находились на территории Раифского монастыря – столовая, клуб, производственные цеха, - рассказывает он. – Конечно, училище дало путёвку в жизнь, заставило измениться. Получил здесь профессию слесаря. По ней никогда не работал, но пригождается регулярно.
Николай не раз навещал педагогов. А одноклассника встретил лишь однажды. На работе. Но по другую сторону решётки. По статистике, из сорока мальчишек, покинувших стены училища, лишь один возвращается к прежней жизни. Многие идут в армию, а иногда связывают жизнь с военной службой.
- Хорошо ребят берут в десантные войска, - рассказывает Надежда Кисиль. – Но бывают и парадоксальные ситуации. Борются с уклонистами, а нашим отказывают. Путают училище с колонией. Приходится звонить, объяснять. Недавно писали губернатору Свердловской области! Через неделю пришёл ответ, что мальчик принят в армию. В этом году один из выпускников Павел Дукович поступил в Михайловское военное училище в Санкт-Петербурге. Это была мечта! Он даже во сне видел себя с буквой «К» на погонах. Теперь действительно курсант!