Водитель-никто
В августе 2013 года «АиФ-Казань» первым рассказал о хитрой схеме, по которой работают казанские лже-такси. Зарегистрированные где-то на Урале call-центры передают заявки казанским водителям-частникам. Гарантии безопасности пассажиров – не их задача. «Обязанность предоставить пассажиру транспортное средство надлежащего качества, соответствующее всем техническим нормам, для перевозки к месту подачи, в разумный срок лежит на перевозчике (фрахтовщике), но не на службе заказа такси», - гласят правила работы этих фирм на сайтах в Интернете. Большинство клиентов их не читают и наивно верят, что звонят в полноценную фирму с проверенным таксопарком и надёжными водителями.
При таком раскладе таксистом в Казани смог стать преступник, под прикрытием «шашечек» насиловавший своих клиенток. Хотя разрешения на работу у него не было, известная компания сочла возможным передавать ему заказы клиентов.
За прошедший год машин такси в республике теперь больше почти в два раза (Судя по реестру Минтранса РТ, на 2. 08. 2013 выдано 9921 разрешение, на 7. 07. 2014 - уже 16131 такой документ), но порядка больше не стало. Львиную долю на рынке занимают одиночки-частники, проконтролировать каждого из которых у ГИББД просто возможности. К тому же инспекторы могут остановить такси, если только оно нарушило ПДД. А разрешения на перевозку багажа и пассажиров легковым такси выдаёт минтранс РТ. «Сall-центрам не нужна лицензия на таксомоторные перевозки, юридически они хорошо себя обезопасили, - признают в минтрансе Татарстана. – К тому же они не в республике зарегистрированы. Как мы их проверим?»
Нормальных – единицы?
«По «09» можно бесплатно вызвать шесть такси. Их них четыре – телефоны одного и того же зарегистрированного в Кургане call-центра, у двух других, по словам операторов, есть свой автопарк. Ещё 10 номеров можно получить по платной справке. Как им остаться на плаву?
«На рынке есть компании, которые работали и работают, - заявил «АиФ Регион» независимый эксперт, пожелавший остаться неизвестным. - Они вкладывают в бизнес, а не только ждут прибыли. В такси очень важен человеческий фактор. Значит, нужно больше контроля, больше внимания службе механиков. В большинстве таксопарков она - лишь видимость. А если ГИБДД начнёт тормозить машины и проверять техническое состояние, (хотя по закону они не имеют на это права), окажется, что единицы только нормальных машин!
В любом такси сейчас всё стекло завешано видеорегистраторами, телефонами, но ни у кого нет визитки с личными данными, указанием таксопарка, хотя это предусмотрено законодательством. Этого никто не требует. Раньше, когда таксопарки только открывались, лицензирование проводилось строго. А сейчас на второй план ушло… Это же всё деньги. А тратиться лишний раз никто не хочет».
Перед сдачей номера стало известно, что в недрах кабмина республики зреет новый регламент проверок, который якобы поможет чиновникам жёстко контролировать такси и навести порядок в этой сфере. Поживём – увидим…
Комментарий
Ильгиз Сиразиев, представитель таксомоторной компании, работающей в Казани 8 лет:
- Государство должно встать на сторону таксопарков. Возможно, дать им льготные кредиты, чтобы можно было за короткое время окупить приобретённые авто. Мы в своё время выходили с предложением приобрести для города 1000 авто, чтобы было единое такси по Казани. Но нас не поддержали. Может быть, кому-то это невыгодно или, наоборот, выгодно содержать всё в таком состоянии, как сейчас...
Сейчас большинство таксистов берут лицензию в минтрансе РТ, платят за неё копейки по сравнению нашими расходами и спокойно работают. Вроде бы официально: лицензия есть, но он частник.
При такой системе гарантировать безопасность нельзя. В большинстве случаев в call-центры принимаются водители, у которых не проверяется ни судимость, ни наличие задолженностей по исполнительным производствам. Достаточно, чтобы стаж вождения не меньше 3 лет был. Ну и справочка, что он не стоит на наркологическом учёте. На остальное не обращают внимание.