Примерное время чтения: 6 минут
310

В Татарстане научились спасать онкобольных

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Татарстан 27/06/2012
Рустем Хасанов

Главный онколог Татарстана и Приволжского федерального округа Рустем Хасанов награждён престижной медицинской премией «Призвание» за создание программы ранней диагностики рака «ОнкоДозор».

Проект учит людей не бояться слов «онколог» и «рак», убеждает их в том, что онкозаболевания успешно лечатся на ранней стадии, надо лишь внимательнее относиться к самому себе и вовремя обращаться к врачу.

– Программа «ОнкоДозор» направлена на то, чтобы изменить отношение общества к своему здоровью, - говорит профессор Хасанов. – И меня не могло не порадовать признание этой работы.

Победить онкофобию

Одна из главных проблем для онкологов – это люди, которые слишком поздно обращаются за помощью, когда рак уже вовсю «хозяйничает» в их организме. Мало того что обследоваться без конкретных жалоб приходят лишь единицы, но даже те, у кого уже заподозрен рак, могут надолго исчезнуть из поля зрения врачей. А зря, ведь рано выявленное онкозаболевание – это почти стопроцентный шанс на победу. И программа «ОнкоДозор» нацелена в первую очередь на выявление заболеваний на начальной стадии.

- С помощью скрининговых программ мы отработали методики ранней диагностики некоторых локализаций рака. В прошлом году, например, провели обследование 1340 человек на рак молочной железы, шейки матки, кожи и колоректальный рак – именно эти виды опухолей занимают первые строчки онкорейтинга в РТ. Рак кожи вообще за несколько лет с 9-го места переместился на первое – всему виной наша любовь к соляриям и поездкам в жаркие страны зимой, - рассказывает Рустем Хасанов. Также в рамках «ОнкоДозора» была организована Школа пациентов, где врачи объясняют, как вести себя человеку, которому поставлен диагноз «рак», что должны знать родственники больных, читаются лекции для школьников и студентов и мн. др.

- Мы постоянно говорим людям о важности ранней диагностики, - поясняет Рустем Хасанов. - Твердим, что рак на начальной стадии лечится с гораздо меньшими затратами.

Головная боль для онкологов – народные целители. «Никак не могу забыть одну пациентку 27-ми лет, - вспоминает профессор. - У неё была небольшая опухоль почки, новообразование удалили, орган сохранили. Девушка уехала домой в село, и там бабки-знахарки начали поить её болиголовом. Через три месяца такой «терапии» она не могла ходить, у неё оказалась полностью погублена печень, и после того, как её привезли к нам, она прожила лишь сутки».

Между тем за последние годы количество людей, которые хотят проверить своё здоровье, стало больше, отмечает профессор, проанализировав данные республиканского онкодиспансера и частных клиник. На стабильном уровне удаётся удерживать смертность от онкозаболеваний. «Сложно сказать, почему именно стало лучше, но нам важен каждый патрон: и мастерство хирургов, и новые препараты, и ранняя диагностика, идею которой и продвигает «ОнкоДозор», - говорит он.

Врач уверен: обследования надо продолжать. Некоторые можно сделать платными, другие следует внедрить в практику на государственном уровне, как, например, это сделано в РТ с раком шейки матки. «Женщины в России достойны этого. Тем более на ранних стадиях рак шейки матки и молочной железы лечится очень хорошо», - утверждает Р. Хасанов. По этому поводу, кстати, создана рабочая группа, которая разработатывает программу по скринингу рака молочной железы и предложила Минздраву РФ рассмотреть её.

 

Досье
Рустем Хасанов, главный онколог ПФО. Родился 8 марта 1956 г. Окончил КГМИ. Президент Ассоциации онкологических учреждений ПФО. Доктор медицинских наук, профессор. Завкафедрой онкологии и хирургии КГМА, автор более 200 печатных работ. Женат, есть сын. 

Условий нет, но будут?

По мнению доктора, в последние годы в стране и республике, в частности, много делается, чтобы медицина развивалась более быстрыми темпами, это касается и онкологии. Но многие наши сограждане за последней надеждой едут в Германию или Израиль, причём часто зарубежные медики вынуждены исправлять ошибки российских коллег. «Я знаю массу примеров, когда, наоборот, российские специалисты исправляли ошибки зарубежных докторов, - не согласен Рустем Хасанов. - Конечно, по презентабельности и комфортности медучреждений мы пока отстаём, но за последние годы наша медицина шагнула далеко вперёд, тогда как некоторые отрасли пришли в упадок. Это при том, что средства не вкладывали десятилетиями, и ждать быстрого изменения ситуации не приходится. И пока чиновники будут ездить за рубеж лечиться, идеальной медицины у нас не будет никогда».

В основе успехов отечественной онкологии, по мнению Р. Хасанова, – самоотверженность врачей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить подразделение диспансера на ул. Батурина, где врачи трудятся в ужасающих условиях. Здание 1722 г., бывшее когда-то этапной тюрьмой для декабристов, сосланных в Сибирь, невозможно отремонтировать, чтобы оно было удобным и современным. В палатах - по 12 тяжелобольных плюс ухаживающие за ними, туалет в коридоре. Но надежда есть: по поручению президента РТ подготовлено техническое задание на проектирование нового корпуса на территории диспансера на Сибирском тракте.

Тяжелее обстоят дела с кадрами. В одном из сложных подразделений онкодиспансера - отделении паллиативной помощи – ровно наполовину не хватает медсестёр. Их труд – это работа с самым тяжёлым контингентом: безнадёжными пациентами. Многие не выдерживают . Не хватает психологов.а они нужны не только пациентам, их родственникам, но и врачам. «Мы помогаем друг другу, очень полезны в этом плане научно-практические конференции, - делится Р. Хасанов. - Ведь от чего ещё происходят срывы? От безысходности: порой бьёшься-бьёшься, а результат – смерт­ность, неудачи. А знаете, что самое лучшее? Это когда приходит пациент, пролеченный 5-10 лет назад, и говорит: «Я зашёл спасибо вам сказать». И тут всё, что накопилось, этот ком, который давил, отпускает, и ты снова готов к бою».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах