Догоним Африку!
Алексей Зубков |
- Алексей Юрьевич, с мужским здоровьем беда?
- Судя по продолжительности жизни россиян, да. Она неуклонно снижается. Смертность на уровне слаборазвитых африканских стран. Многие проблемы мужского здоровья связаны с состоянием общества. Я работаю в клинике с 1984 г. Но даже представить не мог, что специфические заболевания мужчин так резко помолодеют. Раньше пациенты от 18 до 25 лет были редкостью. Число бесплодных браков – тревожный сигнал. Хотя «вина» распределяется так: 40% мужчин, 60% женщин. Это по данным официальной российской статистики.
У нас пока не вполне хорошо с медпомощью по бесплодию. Мы контактируем с гинекологами, но не всегда встречаем понимание. А урология - специальность многогранная. Сейчас её пытаются растащить на узкие отдельные направления, что вызвано коммерциализацией. Вдруг заявила о себе андрология (заболевания мужской половой сферы), которая не сертифицирована Минздравом РФ как специальность. Появились нейроурология, уроонкология, урогинекология. А ведь необходим мультидисциплинарный подход! На 12-м съезде урологов России, который прошёл осенью в Москве, принято решение консолидировать направления, оставив их под нашей эгидой. Так понадёжнее будет.
Бег по кругу
- Вы - ученик профессора Эдуарда Ситдыкова, благодаря которому Казань стала столицей урологии в Поволжье, а КГМУ получил новое здание клиники. То есть уровень помощи на высоте?
- Профессор Ситдыков – один из разработчиков тяжелейшей операции по формированию искусственного мочевого пузыря при раке. Это мировой уровень! А если и дальше делить специальность, то можно дойти до специалистов по правому и левому уху или глазу. Вот пациенты и ходят от одного врача к другому.
- Какие мужские болезни наиболее распространены?
- Проктологические заболевания прямой кишки, геморрой. Нередко их провоцируют малоподвижный образ жизни, лишний вес. Всё должно рассматриваться в организме как единое целое. Взять первичное бесплодие молодой пары…Тут может быть целый букет проблем: венерологических, эндокринологических, урологических и др. Вседозволенность секса, алкоголя, отсутствие цели в жизни сказываются обязательно, как и инфантилизм. Говорят, Гайдар в 16 лет командовал полком. Сегодня мужчина 25 лет от роду не ощущает ответственности хотя бы за себя самого.
- Природа отбраковывает мужиков как биологический вид и готовит переход к почкованию?
- К 2020 г. ожидаемое число мужчин с эректильной дисфункцией – 325 миллионов. Таков всемирный прогноз. Может, это и впрямь естественный отбор, и останутся только фертильные, физически развитые мужчины? Некоторые политики уже прямо говорят: зачем лечить наркоманов, алкоголиков, маргиналов, психически больных? Вопрос не к медикам. Однако тех, кто сознательно себя калечит, всё больше. И если они обращаются к врачу, то уже со СПИДом, с гепатитом и другими тяжёлыми инфекциями. Оказывая им помощь, хирурги, например, идут на каждую операцию как в последний, решительный бой, рискуя жизнью. У нас нет даже профессиональной страховки на случай заражения.
- Эректильная дисфункция нередка и у мужчин с высоким социальным статусом, и у интеллектуалов, склонных копаться в себе.
- Здесь чаще всего психогенные расстройства, вызванные стрессами, неудачным сексуальным опытом. Если речь не идёт о психических заболеваниях, лечение будет эффективным. Иногда достаточно беседы с врачом и фармакологической поддержки.
- В чём специфика мужской психологии?
- Мужчина минимизирует все проблемы, связанные со здоровьем. Он боится выглядеть слабым. Даже в браке женщина это не всегда понимает, а понимание в семье необходимо. Супруги должны обсуждать все проблемы, в т.ч. и интимные, а не замыкаться в себе.
- Сейчас много рекламы средств, решающих эти проблемы без обращения к врачу.
- Таких препаратов, которые (подчеркну!) являются лекарствами, то есть прошли все необходимые проверки, в мире всего 4, и они не нуждаются в широкой рекламе. До России они дошли. Но главная головная боль - то, что приобретают не в аптеках, а в Сети, по «горячему телефону», принимают бесконтрольно, полагаясь только на рекламу. Это чаще всего БАДы. И здесь мужчины многим рискуют.
- Женские консультации есть, а мужских нет. Где справедливость?
- Меня радует, что появились здоровые мужчины до 50, которые осознают значение профилактики, не хотят болеть, тратиться на лечение, доставлять хлопоты близким и рушить карьеру. Правда, пока их не так уж много. Остальным, похоже, наплевать. А ведь нарушения, скажем, гормонального фона даже в 20-25 лет может привести к эректильной дисфункции. Эндокринологи безуспешно твердят о вреде фаст-фуда, который уже привёл Америку к ожирению. Вы посмотрите, сколько и у нас сегодня толстых девочек и мальчиков! В будущем им отзовутся гамбургеры и картофель-фри.
- Кроме названных вами заболеваний, что ещё входит в топ-лист?
- Простатит. Всё, в чём врач не разобрался, списывают на него. Я считаю этот диагноз «мусорной корзиной». Лечиться можно бесконечно! Рак предстательной железы. В США каждые 17 минут умирает больной и каждые три минуты диагностируется новый случай рака. Он вышел на первое место среди онкологических заболеваний.
- А аденома предстательной железы - ещё один ночной кошмар многих мужчин?
- В возрасте около 80 лет аденома почти у 100% мужчин. Но не всегда она проявляется клинически. Обращаются те, у кого действительно ночной кошмар с частым мочеиспусканием малыми порциями. Пугаться не надо! Я спрашиваю пациентов: каков водный режим? Если каждый вечер – баллон пива, всё ясно. Но, как и эректильная дисфункция, аденома помолодела. Она всё чаще у пациентов красивого мужского возраста - 50 лет.
- Всё, что вы назвали, лечится?
- Абсолютно! Не просто вылечить, прооперировать и выпустить доживать «с баночкой» в руках, а обеспечить качество дальнейшей жизни урологам под силу.
- Когда беседуете по-мужски с пациентами, вас что-то удивляет?
- Много тех, кто негативно относится к жизни и к себе. Зарплата низкая, машину угнали, дача сгорела, жена не понимает и т.д. Надо любить и уважать себя! Иметь какое-то позитивное хобби, в роли которого может выступать и семья. «Семьянин» – слово мужского рода.
- Но семью мужчины заводить не спешат. А сколько тех, кто на склоне лет уходят из неё навстречу новой любви…
- Не верю я в союзы, где ему за 50, а ей – 18. Возраст, психология, опыт, физиология - разные. И частенько для такого молодожёна любовь становится печалью.