Почему Яблочный, Ореховый и Медовый спасы так называются?
Спас - это сокращенная форма слова «спаситель» (Иисус Христос). В России спасом называют три летних праздника: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все три спаса празднуются летом, во время Успенского поста.
14 августа верующие отмечают Медовый спас. По словам наместника Кизического монастыря Казани отца Пимена, в народе принято приносить в храмы мед для освящения. Однако не все помнят, что этот праздник связан не только со сбором урожая лечебного лакомства, но и с большим церковным праздником - Изнесением честных древ Животворящего Креста Господня. В этот день Церковь вспоминает традицию крестового хода, утвердившуюся в Византии в IX веке. Из-за частых эпидемий, возникающих в августе, верующие стали выносить на улицы города крест и проходить со святыней по окрестностям, чтобы вымолить у Бога здравия для всех. Шествие завершалось освящением воды и нового урожая меда, как раз поспевающего к середине августа, от того в народе этот день называют Медовый спас.
19 августа отмечают праздник Преображения, который в народе называют Яблочным спасом. Дело в том, что в Израиле и Греции день праздника приходился на пору созревания винограда. Поэтому христиане в знак благодарности Богу приносили в храмы сладкие гроздья. В России в это время созревают яблоки, поэтому в церковь для освящения принято приносить их. Кстати, верующие этот обряд соотносят с библейским сюжетом, когда человек, съев яблоко, отказался от райского блаженства.
29 августа отмечают третий спас – Ореховый, его также называют Хлебным и Холщовым. В этот день церковь празднует перенесение Нерукотворного образа Спасителя, то есть куска ткани, которым Иисус Христос утер свое лицо и на котором отпечатался его лик. Дело в том, что образ хранился в сирийском городе Эддесе, а когда он был захвачен арабами, византийский император Константин Багрянородный выкупил образ и перенес его в Константинополь.
В честь этого 29 августа принято торговать полотнами и холстом. В народе говорили: «Первый спас – на воде стоят, второй спас – яблоки едят, третий спас – на зеленых горах холсты продают».
Традиция печь хлеб в третий спас связана с тем, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день, как и на Успение, пекли хлеб и булки с нового урожая. Ореховым же спас называют лишь потому, что к этому времени поспевали орехи и их приносили в церковь для воздания благодарности Богу.