aif.ru counter
4693

По следам Ивана Грозного. Что в Казани напоминает о московском государе

Иван Грозный в октябре 1552 года завоевал Казанское ханство и положил начало новой истории Казанского края, которая с тех пор тесно сплелась с историей русского государства.

Вместо мечетей - храмы

Итог ожесточенного сопротивления: город в огне, уцелевшие дома были разграблены, а мечети снесены.

«И вскоре восхоте благоверный царь обещание свое испольнити – обешася пред образом Спасовым, х Казани пошед многие мечети... раскопати и святые церкви воздвизати на местах их», - пишут летописцы.  

Именно поэтому первое, чем занялся царь в Казани – христианизация населения и строительство церквей и храмов, чтобы быстрее обратить иноверцев в православие. Часть культовых зданий сохранилась и по сей день. 

Главным памятником времен Иоанна Васильевича стал Кремль, расположившийся на месте бывшей ханской крепости. Через три года после взятия Казани согласно царской грамоте следовало отстроить каменный город. Начали с кремля. Он не сразу приобрел тот вид, который имеет сейчас.

Казанский кремль в ХIХ веке и в наши дни
Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

К концу 60-х годов XVII века крепость лишь на треть была каменной. Дерево постепенно заменялось камнем. Изначально стены были сложены из известняка. Тот кремль, который мы видим сейчас, начал строиться из кирпича лишь в 1595 году. Главным украшением кремля стал Благовещенский собор. Строил его, как и Собор Василия Блаженного в Москве, известный зодчий Посник Яковлев. В 1918 г. собор закрыли. После открытия собора зановочасть мощей первого архиепископа Казанского - святителя Гурия была перенесена в раку, которая теперь хранится в Благовещенском соборе на прежнем месте. 

Благовещенский собор кремля. Фото: АиФ-Казань/ Рустэм Забиров

Храмы в честь покорения Казани

Строительство культовых зданий началось сразу же после падения ханства. В относительно короткий промежуток времени в Казани появились следующие монастыри. Это Спасо-Преображенский в Кремле, основанный в 1556 году; Ивановский (Иоанно-Предтеченский) устроенный между 1555-1564 годами, Казанский Богородицкий и Федоровский. Из них до наших дней сохранились Ивановский мужской монастырь и Казанский Богородицкий (частично).

Спасо-преображенский монастырь в кремле, который уже не существует.
Фото: АиФ-Казань; из личного архива Абдуллы Дубина

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан вторым архиепископом Казанским Германом около 1564-1568 годов и получил имя Ангела Ивана Грозного – Иоанна Предтечи. Изначально был поминальным монастырём бедноты. Первыми прихожанами его были семьи, пришедшие сюда с обозами во время военной кампании Ивана Грозного. Деревянный храм сгорел еще в 1649 году, на его месте на средства московского купца Гаврилы Антипина был отстроен новый кирпичный монастырь, который открылся в 1652 году. Монастырь был закрыт в 1929 году и заново открылся для верующих в 1992. Сегодня здесь хранятся часть мощей свт. Германа Казанского (его мощи были найдены нетленными в конце XVII века), иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи. Также здесь хранится редкий, но почитаемый в православии образ – Спиридона Тримифунтского, которому молятся о финансовом благополучии.

Казанский Богородицкий мужской монастырь

Изначально монастырь был девичим и основан в честь чудесного обретения иконы Божией Матери в 1579 году. Именно здесь казанской отроковице Матроне Онучиной явилась Богоматерь и указала на место, где скрыта икон (место обретения сейчас обозначено отдельно). После того, как икона начала творить чудеса, Иван Грозный приказал соорудить на месте обретения деревянную церковь во имя Персвятой Богороидцы и устроить при ней девичий монастырь на 40 инокинь. В числе первых сестер его была и Матрена Онучина, принявшая постриг под именем Мавра.

Позже была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1594 году по распоряжению уже царя Федора Иоанновича приступили к сооружения каменного храма во имя св. иконы Казанской Божией Матери, с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. Александра Невского. Собор строился и перестраивался еще много лет. К началу XX столетия это был архитектурный комплекс. В советские годы большая часть его была разрушена. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения в 1798-1808 гг. Утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (сейчас Крестовоздвиженский собор), построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь.

Когда-то монастырь был огромным комплексом.
Фото: АиФ-Казань; Татарстанская митрополия

Оригинал иконы был утрачен в 1904 году. И хотя похитителей арестовали, чудесный образ так и не нашли. Кто-то считает, что икону удалось сохранить и она до сих пор хранится в церкви Ярославских чудотворцев.

Сейчас здесь хранятся многие святыни: так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божьей Матери, переданный Папой Римским в дар в 2005 году. Среди святых - рака с мощами 7 святых (в том числе Василия Блаженного и Николая Чудотворца) и частицей Пояса Богородицы. Эту фамильную реликвию в Казань передала итальянская маркиза Иммаколата Соларо дель Борго. Здесь же находятся ковчег с частицей мощей наместника Семиозерного монастыря Святителя Гавриила (Зырянова) - оптинского старца, ковчег с частицей мощей великомученицы Елизаветы Фёдоровны Романовой (русской Матери Терезы). В Богородицком монастыре можно поклониться и Кресту Господню, частица которого прибыла из Афона.

 Храм Ярославских Чудотворцев

Храм Ярославских Чудотворцев Фото: www.kazan-mitropolia.ru

Как пишет Николай Загоскин в своем труде «Спутник по Казани» (1895 г.) к концу XVI века в Казани уже существовали 10 церквей – Петропавловская (старая), Воскресенская, Успенская, Воздвиженская, Введенская, Ярославских Чудотворвцев и четыре Никольские церкви – Николы Ляпуновского, Николы Боровского, Николы Вишняковского и Николы Гостинодворского.

Храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских на Арском кладбище, или как его чаще называют храм Ярославских чудотворцев, - кладбищенская церковь. Единственная не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь и поныне хранятся святыни XVI века. Это рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. Как пишет известный краевед, преподаватель Духовной семинарии Анатолий Елдашев, в 1555 году архиепископ Гурий возглавил новообразованную Казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Его нетленные мощи до революции находились в Благовещенском соборе кремля, с осени 1918 г. -  в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских чудотворцев.

Над ракой находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией с той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани. Как предполагает Елдашев, икона написана тогда же в XVI веке, и долгое время находилась на Спасской башне Казанского кремля. Еще одна святыня - икона Сергия Радонежского, перед которой, как считается, молился сам Иван Грозный. Считается, что икона была написана монахами Троице-Сергиевой лавры и дана в благословение войску Иоанна Грозного перед покорением Казани. В ней содержится частица гроба Сергия Радонежского. В Казань икона была перевезена из Свияжска, где существовало подворье Троице-Сергиевой лавры. Когда на острове-граде образовалась исправительно-трудовая колония, образ перенесли в кладбищенский храм.

Здесь хранится и еще одна святыня - чудотворный список XVIII века Казанской иконы Божией Матери, присланный в Казань взамен украденного в 1904 году. Еще одна реликвия – Феодоровская икона Богородицы «Феодоровская», которая была святыней закрытого в конце 1930-х годов Федоровского монастыря.

Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы Фото: www.kazan-mitropolia.ru

История храма начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Данные об этом содержатся в писцовых книгах. По данным бывшего настоятеля храма отца Михаила (Григорьева), церковь была освящена до 1566 года. Впрочем, до наших пор тот деревянный храм не сохранился из-за многочисленных пожаров, охватывавших Казань.

В нынешнем виде  Пятницкая церковь была построена в 1726-1728 гг. и также перестраивалась из-за пожаров. В 1937 году на месте храма образовали шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Это место называют «казанскими соловками». Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории. Когда в середине 90-х годов прошлого века верующие начали восстанавливать храм, они сотнями находили здесь кости убитых, в том числе и детские черепа.

Часть страшных находок захоронена на Самосыровском кладбище. Сейчас этот приход известен как чувашский, и службы здесь ведутся в том числе на чувашском языке. Достопримечаетльность храма - четырехъярусный иконостас, окрашенный в красный цвет - цвет мученичества. Святыня храма – привезенная 2009 году из Италии частица Древа Животворящего Креста Господня. Еще одна почитаемая реликвия – икона «Всецарица», которой молятся от избавления от онкологических заболеваний (напомним, у стен казанского кремля располагается онкодиспансер).

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.

На территории церкви в годы красного террора была устроена пыточная. Ужасы, творившиеся здесь, описала мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург в повести «Крутой маршрут». Верующим храм был возвращён лишь в 1996 году. Под часовней было обнаружено массовое захоронение. Святыни храма: икона Божией Матери «Всецарица», ковчег с частицей Креста Господня, икона Матроны Московской с частицей мощей.

Никольский собор

На месте нынешнего Никольского собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. В период с 1696 по 1703 год была построена небольшая зимняя Покровская церковь. Сейчас здесь располагается архитектурный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей.

Никольский кафедральный собор Казани Фото: АиФ-Казань/ Егор Алеев

Здесь хранятся чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря), чудотворная икона святителя Николая Мирликийского «Куюковская», обретенная в 1897 года в селе Куюки под Казанью.

Храм-памятник русским воинам.

Это место в акватории Казанке, по соседству с Кировской дамбой, также очень памятно. Здесь, на месте братского повелению Ивана Грозного был основан монастырь в память воинов, погибших при взятии города. Монастырь весной часто топило топило и он с разрешения Ивана Грозного в 1559 году был перенесен выше - на Зилантову (Змеиную) гору. Здесь в свое время была первая ставка Иоанна Васильевича, стояло его знамя с образом Спаса Нерукотворного и походной церковью. Это дало начало новой обители – Зилантову монастырю, который существует и поныне.

Ну а на месте захоронения воинов появился храм-памятник в виде усеченной пирамиды, его строили с 1813 по 1823 годы. В 1918 году службы прекратились. В советские годы на месте церкви хотели поставить памятник содружества народов, но этой идее не было суждено воплотиться.

Храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани. Фото: АиФ-Казань

Русской православной церкви храм был передан в 2005 году. По сей день там ведутся реставрационные работы. Как утверждают старожилы, из подземелий храма можно попасть к Кремлю. 

Что еще увидеть в Казани, читайте здесь.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах