Примерное время чтения: 5 минут
1960

Неугомонный Симонов. 220 лет со дня рождения астронома-первооткрывателя

Иван Михайлович Симонов стал известен в первую очередь как участник Первой русской антарктической экспедиции, в ходе которой шлюпы «Восток» Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» Михаила Лазарева доказали существование Антарктиды. Кроме того, Симонов прославился и как выдающийся астроном - он основал Казанскую астрономическую обсерваторию, откуда делал метеорологические наблюдения, наблюдал скопления звёзд, планеты Уран, Цереру и другие.

Талантливый студент

Ваня Симонов родился 1 июля 1794 года в семье астраханского купца и начальное образование получил в Астрахани. В 14 лет он поступил в казанскую гимназию, а спустя год – в Казанский университет. Причём, молодой человек вовсе не хотел связывать жизнь с физикой или астрономией: он собирался поступать на отделение словесности. Заняться естественными науками его буквально уговорил профессор Мартин Бартельс, учитель известного математика Николая Лобачевского. Ведь он отметил способности Ивана Симонова к точным наукам ещё на вступительных экзаменах.

Астрономией студент Симонов начал заниматься под руководством профессора Йозефа Литтрова, основателя кафедры астрономии. Вместе с ним и Лобачевским в 1811 году Иван наблюдал большую комету прямо из университетских окон - об открытии астрономической обсерватории тогда не было и речи.

После окончания университета Иван Симонов как помощник профессора преподавал практическую астрономию и геодезию. А в 22 года он стал экстраординарным профессором и начал читать лекции по теоретической астрономии. Покидая Казань, Литтров указал на способного ученика как на своего преемника.

Ценные находки

Мировая слава к Симонову пришла в начале 1820-х годов, когда он как астроном-наблюдатель вернулся из экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена. Молодой казанский астроном был единственным учёным на шлюпах.

Антарктида Фото: www.russianlook.com

Он должен был лишь определять географические координаты вновь открытых островов, а в результате собрал материалы по метеорологии, гидрологии, зоологии, этнографии и минералогии. Так, кокосовый орех, музыкальный инструмент из бамбука, гребень, долото из зелёного нефрита и другие привезённые им вещи по сей день хранят в музеях КФУ. Кстати, в 2003 году экспозицию украсила и модель шлюпа «Восток», на котором плавал молодой казанский астроном.

Во время экспедиции он вёл дневники, которые затем легли в основу его неоконченных «Записок о путешествии на шлюпах «Восток» и «Мирный». Их опубликовали только в 1990 году после того, как интерес к личности казанского учёного вспыхнул с новой силой. Ведь в 1980-е годы маршрут экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева повторили исследовательские океанографические суда Черноморского флота.

Обсерватория в квартире

Вернувшись из кругосветного путешествия, 27-летний Иван Симонов стал ординарным профессором и взялся за создание астрономической обсерватории. Отдельного помещения для неё не нашли, поэтому она расположилась прямо в квартире энтузиаста. Сложнее всего было найти деньги на покупку самого современного на тот момент оборудования. Только спустя пять лет на строительство здания будущей обсерватории по проекту Симонова выделили 70 тысяч рублей. Место для будущего научного учреждения помогал выбирать Николай Лобачевский, тогда ректор Казанского университета. Обсерваторию поставили аккурат во дворе альма-матер и открыли в 1837 году.

Любопытно, что современному оснащению этого научного учреждения способствовал Николай I, посетивший его за год до окончания строительства. Императора настолько впечатлила проделанная работа, что он добавил ещё 15 тысяч рублей на приобретение инструментов, а также распорядился построить за счёт казны незапланированную большую подвижную башню. Через год после открытия на эту башню установили германский 9-дюймовый телескоп, который обошёлся казне ещё в 36 тысяч. Таким образом обсерватория по оснащению могла соперничать с лучшими европейскими аналогами.

Ни часа без наблюдений!

Работа в таких условиях очень увлекала Ивана Михайловича. Его современники удивлялись, как ему удавалось совмещать частые астрономические наблюдения с преподавательской деятельностью. Ведь до 1840 года он был единственным в обсерватории наблюдателем и очень ревностно относился к своей работе.

К примеру, он провёл два цикла наблюдений - по 60 и 30 дней, каждый час днём и ночью записывая метеорологические наблюдения. Чтобы справиться с этим, ночами он заставлял будить его ежечасно. И представьте себе, не пропустил ни одного наблюдения! Очевидцы подсчитали, что за кропотливой работой он мог просидеть по 44 часа подряд.

Позже он основал и магнитную обсерваторию. Только для определения широты астрономической обсерватории Симонов сделал 440 наблюдений звёзд в меридиане. Общенаучное значение имели его наблюдения Урана, малых планет Цереры и Паллады, а также звёзд. Он также разработал оригинальный метод определения местного времени по высоте небесных светил, определил несколько географических точек в Казанской, Симбирской и Оренбургской губерниях.

Остров, ледник и холмы Симонова

С 1847 года и до самой смерти Иван Симонов был ректором Казанского университета. Он умер в 1855 году в возрасте 60 лет. Его похоронили на Кизическом кладбище в Казани. Правда, в советские годы его разрушили, так что в 2010-м на условном месте захоронения учёного на территории Кизического монастыря установили памятный камень. 

Исследования Ивана Михайловича принесли ему известность как в России, так и за её пределами. Он был членом 16 российских и зарубежных научных обществ и академий, имел множество наград, включая ордена Святой Анны первой и второй степеней. Именем казанского астронома также назвали остров в Тихом океане, два мыса, ледник и холмы в Антарктиде. 

Антарктида Фото: www.globallookpress.com
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах