Ёлочка, крутись!
- Почему на Новый год дизайн праздника не меняется столетиями? Скучно!
- В своё время мы придумали сборно-разборную ёлку-карусель. На первом ярусе можно было кататься, а сама ёлка не двигалась. Несколько лет конструкцию ставили возле НКЦ «Казань», она вызывала всеобщий восторг. Потом мы придумали и второй ярус, с куклами, который вращался в обратную сторону. Москвичи, увидев наше изобретение, тоже хотели установить такую ёлку на Васильевском спуске, но что-то помешало.
- Многие думают, что дизайнер – это оформитель. Слово-то расхожее…
- Раньше были парикмахер, модельер, а теперь – дизайнер по причёске, по костюму. Есть фото - и фитодизайн, дизайн церемоний, стола, ландшафта, промышленности, интерьера и т.д. Дизайн – повсюду, поскольку речь идёт о комфортной среде. Только промышленный дизайн пока в РТ - «спящая красавица». Хотя в мире она давно уж проснулась. На нашей кафедре в шутку мы объявили среду – своим профессиональным днём. Всё, что люди носят, видят, к чему прикасаются, - атмосфера, оболочка, которую создаёт дизайн. У каждого человека она своя и зависит от вкусов, потребностей, образования и воспитания.
- Среда обитания – понятие широкое. Есть ли, например, политический дизайн?
- Агитационные материалы, имидж той или иной персоны, участвующей в выборах, требуют усилий дизайнеров повсюду в мире. То же самое – шоу-бизнес. Если думаете, что «Битлз» сами придумали свой сценический образ, то ошибаетесь. Над этим трудилась армия дизайнеров! И хорошо трудилась, если весь мир перенял моду на причёски, пиджаки «битлов» и даже на круглые очки Джона Леннона.
- Борьба с низкопоклонством перед Западом долго не давала дизайну укорениться в перечне профессий?
- Вместо этого были «техническая эстетика», «промышленное искусство» и др. Но слово «дизайн» появилось не в Америке, не в Англии, а в Италии, в эпоху Возрождения. И в переводе с итальянского оно означает ещё не реализованный замысел, идею. А человек всегда стремился украсить свой быт, обиходить себя, своё жилище. Даже в первобытных пещерах - наскальные росписи. Красиво жить не запретишь, это в человеческой природе. Вот и сейчас на смену экономическому человеку должен придти человек эстетический.
- Вы верите в это? Миллионы россиян перебиваются даже не с кваса, а с самогона - на хлеб…
- В Японии сварщиков на курсах повышения квалификации обучают музыке и основам искусства, поскольку повышается производительность труда. Нам пока до этого далеко. Однако я вижу ростки интереса к творчеству. Оно - единственная движущая сила прогресса.
- Допустим. Но быт среднего россиянина не очень-то красив. А порой далёк даже от первобытной культуры.
- Не стал бы мерить рамками заброшенных деревень, где нет дорог и электричества. И рамками московского гламура – тоже. Есть крайности, но что в середине? А тут – наша общая среда обитания.
Точка невозврата
- Всё меньше окружающей природы, всё больше –окружающей среды. Не поздновато ли спохватились?
- Со студентами мы разработали проект ландшафтного дизайна под программу «100 скверов Казани». Стройотряды взялись за реализацию. Но оказались в сложном положении. С одной стороны, мне надо учить ребят современным технологиям. С другой, – казанская реальность. Если обустройство скверов свести к подметанию тротуаров, высадке саженцев и т.п., то это не современные технологии. А если учить, как надо, то передовые достижения - не впишутся в сложившуюся городскую среду. Найдутся и вандалы, которые всё сломают и разрушат «до основанья». Красота – беззащитна, как и городская природа. Кому помешал Парк культуры и отдыха им. Горького? Кому помешал исторический центр города?
- Об утрате исторического центра не твердит сейчас лишь ленивый. Но где раньше вы, именитые, были?
- Считается, что в области архитектуры власть, руководство – главные специалисты. Но, как выяснилось, они, не обладая профессионализмом, всё упрощают. Мы как-то в одном монастыре делали вечернюю подсветку. Проект был сложным. А
Досье | |
---|---|
Сергей Михайлов родился в Казани в 1955 г. Окончил КИСИ. Декан фак-та дизайна, зав. каф. дизайна архитектурной среды КГАСУ. Доктор искусствоведения, профессор, вице-президент Союза дизайнеров РВ, лауреат Государственной премии РФ и Госпремии РТ в области науки и техники. Женат, взрослая дочь. |
настоятель монастыря, глядя на нашу работу, вмешался. Дескать, как просто, сами сделаем! И всё пошло наперекосяк. Он не подумал, что кажущаяся простота – верх профессионализма. Так и власти, наверное, думают, решая участь города. И мы утратили культурную среду, сохранённую в Самаре, Н. Новгороде, Ярославле. В Казани нет мест для гуляний, нет набережной. Вырубили почти все многовековые городские насаждения, а сейчас заговорили о скверах. Точка невозврата уже пройдена.
- Говорят, что «хорошая мысля приходит опосля»…
- Да хорошо, если приходит… Однако взамен утраченного архитектурного наследия в центре Казани появились «деревни-новоделы», вызывающие оторопь у любого грамотного дизайнера и архитектора. Сегодня такие вот «китчевые» архитектурные идеалы.
- Каждый век имеет своё средневековье. ХХI-й с него и начал?
- Если прежде красота пыталась спасти мир, то теперь, думаю, его спасёт дизайн. В декабре в Москве прошла 6-я Ассамблея Союза российских дизайнеров, самого молодого творческого объединения страны. Перед этим в Казани мы организовали международный Дизайн-форум. Решили, как и на Ассамблее, что надо активизироваться. Раньше это называли пропагандой. Поскольку наша профессия востребована, следует более активно продвигать идеи, проекты, замыслы. Под лежачий камень вода не течёт.
Поспешишь, людей насмешишь
- За что вы получили республиканскую и Государственную премии РФ?
- Я автор проекта оформления пешеходной улицы в Лениногорске. Это область городского дизайна. Главной наградой стало присвоение звания Почётного жителя города. В Зеленодольске мы приложили руку к оформлению Мемориального парка. В Альметьевске оформили центр города, за этот проект я был награждён Госпремией РТ. А за двухтомник учебников для вузов по истории дизайна стал лауреатом Госпремии России. По этим учебникам учатся сейчас будущие коллеги всей страны.
- А к улице Баумана в Казани вы приложили руки?
- Приложили, но лишь по фонарям первой очереди улицы. То, что появилось в итоге, далеко от наших эскизов. Повлияла спешка, надо было успеть к дате, к празднику. Раньше к съездам КПСС приурочивали запуски, выпуски и даже научные открытия. И сейчас говорят: надо то или это ввести, обустроить к Универсиаде, а потом – к Чемпионату мира по футболу, словом, опять впопыхах, «и так пока сойдёт!». Но в нашей стране нет ничего более вечного, чем временные сооружения.
- Есть у вас любимый афоризм?
- «Безусловно, это получится. Но, в крайнем случае, – нет!»