Примерное время чтения: 7 минут
561

Художник Простов-Покровский: Россию губят свои же граждане

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Татарстан 20/04/2011

«Я вырос на самой лучшей казанской грядке», - говорит, подразумевая также и родительскую семью, Александр Простов-Покровский, один из наиболее интересных художников Татарстана.

Хулиганство или инновация?

- Недавно арт-группа «Война» удостоилась премии «Инновация», изобразив в Питере гигантский фаллос. Эпатаж - неотъемлемый атрибут современного искусства?

- Эпатаж был у Сальвадора Дали или у Малевича. А здесь просто хулиганство. Ну попиарились ребята, и что с того? С какой стати такую дурь должна обсуждать вся страна – от политиков до художников? Можно лишь посмеяться над тем, что понимается у нас под инновациями. Обсуждать можно направление поиска, тенденцию, позицию, но здесь ничего этого не вижу.

- А к каким художественным направлениям вы относите свое творчество?

- Да ни к каким не отношу, не думал никогда. Я считаю, что главное - это работать достойно, чтоб был результат. Если результат – 60-метровый фаллос, вызывающий в обществе огромный интерес, то «неладно что-то в датском королевстве».

- Какой результат вы ожидаете, когда работаете? Имею в виду не заработок, а сверхзадачу.

- Заработок, кстати, тоже немаловажен. Но, если серьезно, когда я работаю, то разговариваю с Богом. Наверное, больше разговариваю, чем любой священник. Бог движет моей рукой. А завишу ли от вдохновения? Да оно со мной не расстается. И я воспринимаю это как данность: значит, все делаю правильно.

Клерки в храме

- Вы хотели безвозмездно расписать один из храмов в Раифском монастыре, но ваши предложения не встретили отклика. Почему?

- Была у меня такая внутренняя потребность. И поначалу я встретил в монастыре понимание, поэтому подготовил эскизный проект. Но когда через полгода показал его тому священнослужителю, с которым вел предварительные переговоры, то был поражен: меня слушал словно другой человек. Полное равнодушие! Замысел так и остался невоплощенным. А эскизы – вот они, можете посмотреть. Работать для Раифского монастыря я уже не буду, даже если позовут. Сегодня в душах религиозных деятелей нет Бога, они служат не Ему, они просто служат, как обычные клерки в каком-нибудь офисе. Им, конечно, проще найти общий язык с шабашниками, которые наляпают и покрасят, а потом разбегутся. Нашим храмам не нужны произведения искусства, нужны либо «карамель в шоколаде», либо  «доски почета». Видели такую доску в Раифе с именами высокопоставленных спонсоров? Ну и закроем тему.

- Два года назад вы вернулись в Казань из Сербии. Что вы там делали?

- У меня там дом. В Сербии занимаюсь тем же, чем и здесь, но в Казани работается комфортнее. А Сербия дорога, потому что там родственные культура и язык, меня знают, я часто выставляюсь. Шесть лет назад, после долгих путешествий по Европе, нас с женой занесло в Сербию, и представился случай приобрести скромную недвижимость в небольшом городе на северо-востоке страны. Очень недорого, должен сказать, я человек небогатый, как подавляющее большинство художников. Но окончить свои дни хотел бы в Казани. Здесь всё моё.

- Ваш дед занимал в Казани крупный пост в оборонной отрасли, отец был бессменным главным режиссером русского драмтеатра имени В. Качалова, мама – знаменитой актрисой. Когда сгорело актерское общежитие этого театра, сгорела и памятная доска в честь вашего отца. Обидно?

- Главное, чтобы жила людская память. Мое детство прошло в таком окружении, какое дай Бог каждому! В роскоши не купались, но атмосфера была замечательная. Отчётливо помню себя с 1957 года, когда мой дед вернулся из лагерей, куда его отправили за антисталинский анекдот. До конца дней не забуду дедушкины глаза. Это был взгляд забитой собаки, каким-то чудом сумевшей сохранить достоинство. Семей, переживших похожие трагедии, в России миллионы, все они оказались беззащитными перед террором. После смерти деда, уже подростком, многое узнал из рассказов бабушки. Она показывала мне старинные фото из семейного альбома. Какие одухотворенные лица! Сейчас такие не встретишь, как художник говорю. Не верю, что Христос сформулировал заповедь: ударили по одной щеке, подставь другую. И Толстого с его непротивлением злу насилием никогда не понимал. Человек обязан защищать себя, своих близких, свой дом, свою родину. Иначе неизбежен хаос.

Кто мы?

- Не кажется ли вам, что Россия уже свыклась с хаосом?

- Мне кажется, что трагедия перешла в трагифарс, история, как известно, повторяется дважды. Первый опыт никого ничему не научил. Сейчас словно все встали в круг, взявшись за руки, танцуют, рассказывая друг другу всякие враки, а в центре круга – «божок», превращающий действо в некую духовную сублимацию. Такая вот государственная философия. До сих пор неясно, кто мы, куда идем, чего хотим. Что такое – народ? Вот вы можете сказать, что вы – народ? И я не могу, и никто не может. Это что-то отвлеченное, высокое. Но я – человек, вы тоже, а все вместе мы – люди. Это уже конкретнее. Однако не мною подмечено, что любить народ или человечество куда проще, чем конкретного человека. Ведь этого человека еще и понять нужно, что очень и очень непросто. Мне непонятно также слово «коллектив». Картины, например, коллективно не пишут. Не был я ни октябренком, ни пионером, ни коммунистом, а в комсомоле выдержал только четыре месяца.

- Вы патриот России?

- Родина имеет для меня абсолютное значение. Но Россия умерла даже не в 17-м, а в 19-м году, во время гражданской войны. Элиту страны, ее интеллигенцию, ее аристократию, выгнали, истребили. И восторжествовала дикость. Словно была солнечная светлая полянка в лесу, по которой безжалостно и бездумно прошлись железной косой, выкорчевали и перекопали плодородный слой почвы. Поливай - не поливай теперь эту полянку, урожая долго еще не будет. Россию погубили ее же граждане. И продолжают губить так же безжалостно и бездумно.

- А в Сербии нет похожих настроений после распада Югославии?

- И сербы, и хорваты, и боснийцы, и черногорцы тоже несчастны. Все зависит от того, насколько нация склонна к воровству и стяжательству. Только если неприятие к ним заложено генетически, как и достоинство, у страны есть перспективы. Россия в этом отношении – в терновом венце.

Досье

Александр Простов-Покровский родился в 1951г. в Казани. Окончил художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута. Отмечен наградами международной Академии искусств им. Масарика (Чехия). Участник более 30-ти выставок в России и за рубежом. Женат, две взрослых дочери.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах