Примерное время чтения: 8 минут
286

Художник Виктор Аршинов: «Я человек старомодный. Много думаю, читаю...»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Татарстан 27/06/2012

Его мать была в концлагере, где тысячи людей умерли от голода. Отец служил на Ленинградском фронте в штрафбате. Он сам в 10 лет пообщался с КГБ, выразив несогласие с тов. Булганиным по ряду вопросов.

К счастью, всё обошлось. Что сейчас говорить? Но о советском времени народный художник РТ Виктор Аршинов вспоминает по-доброму. Сравнения, считает он, не в пользу дня сегодняшнего.

Заказ самому себе

 

Виктор Аршинов

- Слух прошёл, что Папа Римский предложил заказ одному из казанских художников, и тот уже отправился в Италию. Его фамилия случайно не Микеланджело Буонарроти? Вы, Виктор Петрович, в курсе как член правления СХ РТ?

- Интересно, как узнал Папа о существовании нашего гениального земляка? И почему мы ничего не знаем? Впрочем, дай бог, если правда. Но мы живём во времена мифотворчества. Все - великие. Чем больше слухов, желательно скандальных, тем лучше. Вот если я вам скажу, что мальчиков люблю, а вы напишете, то стану для кого-то более интересной фигурой, чем семьянин, отец взрослой дочери и дедушка внука и внучки. Что вы смеётесь? Разве не прав? Я человек старомодный. Много думаю, читаю, слежу за электронными СМИ. Вижу, например, как перекраивают историю.

- Имеете в виду революцию, переименованную в переворот, или роль Ленина в истории?

- Отвергнуто и оплёвано всё: и достатки, и недостатки. У нашего поколения были идеалы. Сейчас уже и внуков подстрекают хихикать над ними. Мы предстаём полными дураками. Твердили, что строим рыночную экономику. И никто не говорил, что строим капитализм. Хотел бы посмотреть в глаза нашим патриотам и либералам. Они-то в каких условиях выросли? Но они и создают сейчас мифы. Советское время не превозношу. Только памятники зачем уничтожать? В Европе другое отношение, пусть даже кто-то был очень плохим человеком.

Из серии «Родные просторы», 2003 год

 - В Париже, помню, меня поразил великолепный памятник Дантону. А ведь с его именем связаны ужасы Французской революции. Однако стандартные памятники Ленину – ширпотреб, выполненный по заказу.

- Сейчас так: хорошими были те, кто в советское время не шёл на компромисс и не творил по заказам. Все прочие – прислужники идеологии. Но компромиссов тогда не существовало.

- А Бульдозерная выставка? А хрущёвские разносы «шестидесятников» в Кремле и в Манеже, где они получали «по зубам» за авангардизм?

- Я семь лет работал с Эрнстом Неизвестным. Он, кстати, как и я, был коммунистом. Знаменитый чёрно-белый памятник Хрущёву заказал ему сын Никиты Сергеевича. А великий Суриков? Да, он творил, не думая о заказах. Но знал: есть Третьяковка. И за картину ему предложат сумму, которая обеспечит минимум лет на 7. Конечно, и в мыслях нет ставить себя рядом с Суриковым. Но примерно так жили мы все. Меня восхищала молодёжь на КамАЗе. Ведь и сам был молодой! Картины приобрёл музей. Репродукции с картины Скобеева «Чайки над Камой» висели в каждом рабочем общежитии. Потому что это было про и для них, первопроходцев. У нас, художников, был свой почерк, свой язык. На любых выставках – в Казани, в Москве, в союзных республиках СССР - знатоки сразу отмечали: «О, Татарстан!» А теперь, чтобы ознакомить соотечественников с республикой, вывозим сабантуи. Я призываю сейчас сделать выставку, которая охватит хотя бы 10-летний период. И посмотрим, кому и за что вручались всякие премии, что и почему закупали наши минкультуры и музеи. На днях мы попрощались навсегда с художником Ильдаром Зариповым. Только и звучало: «Живой классик!» А что, раньше не знали? Художники всех времён заказывали, в основном, сами себе. Да, мы тогда жили трудно. Но сейчас вообще не живём.

Против солнца

- Мои зарубежные друзья, бывая в Казани, не раз пытались найти в салонах городской пейзаж. Увы!

- В моей мастерской однажды были японцы, принять которых попросили «сверху». Они тоже напрасно искали то, что им надо. Когда увидели пейзажи, изумились: кто же вам разрешил это писать? Они думали, что у нас насаждают иные жанры. Есть много прельстительного для художника: медаль, премия, звание, связи… За 15 лет парторгства и 17 лет секретарства в СХ я званий не получил. Только после распада СССР. Не просить за себя – мой принцип. За других – позволительно. Парторгом я стал в организации, где все были фронтовики с орденами. Они-то мне и вставили мозги, как себя вести, будучи «начальником» над ними.

Досье
Виктор Аршинов родился в 1945 г. в г. Данциге (ныне г. Гданьск, Польша). Народный художник РТ, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Госпремии им. Г.Тукая. Автор более чем 20 персональных выставок в РФ и за рубежом.

- Как вам творение Даши Нам­дакова? (Речь о скульптуре «Хранительница», установленной в Болгаре, о которой писал «АиФ Казань». - Прим.ред.)

- Те, кто заказали это, думали, что они Медичи. Но Медичи заказывали за свой счёт, у них был нюх на Микеланджело, Леонардо, Рафаэля. А наши за наш с вами счёт занимаются мифотворчеством. Великий булгарский народ – великая культура! Но в мусульманский Булгар, в святое место, вталкивают культуру то ли индонезийскую, то ли бурятскую, то ли тувинскую, даже не тюркскую. Разве у нас своих скульпторов нет? Ну не должны советовать врачу, как вырывать зуб, указывать лётчику, как управлять самолётом. Но считают себя вправе решать, какой памятник и где надо ставить. Памятник Тукаю стоит на ул. Пушкина. А на площади Тукая – мужик на пьедестале, огороженном морской цепью. Вроде великий адмирал. А это – великий учёный Гумилёв! Памятник Пушкину у оперного театра вообще не памятник, а часть строения. И, обратите внимание, почти все памятники в Казани поставлены против солнца, их нельзя рассмотреть. В Европе ничего нельзя без разрешения специалистов. У нас всё можно! Например, обезобразить город безвкусными рекламными щитами. Одновременно сдирают мемориальные доски. Да ими город надо «увесить», чтобы все знали, какие гении тут родились, жили и работали. Но – сгорел дом Велимира Хлебникова, снесли гостиницу, где жил Тукай, уничтожили Дом Шаляпина… Похоже на 17-й год: «…разрушим до основанья, а затем…».

А затем – кич, мифотворчество. Я уважаю спорт. Сам занимался. Но рекорды и достижения быстро забываются. Если б хоть долю такого внимания уделяли искусству, которое на века… Союзы художников и архитекторов плохо работают. Президент РТ сейчас озабочен исторической частью города, а союзы помалкивают. Почему не собрать объединённый пленум? Ах, как старорежимно я, наверное, мыслю!

 - Вы сказали о Булгарах. А что скажете о сегодняшнем Свияжске?

- На мой взгляд, получился Кошкин дом. Но нас ведь никто не спрашивал. В третьей столице профессии «художник» уже нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах