«Я вырос в семье веселых врачей. Мама и папа всегда позитивно относились к жизни, ценили юмор, умели шутить. От них я впервые услышал фразу: «Целый караван ишаков с лекарствами заменяет один … клоун!»
Cмеяться над собой
- Вячеслав Леонардович, вы автор нескольких тысяч рисунков. Чем отличается сегодняшние карикатуры от тех, что создавались в 80-е, 90-е, нулевые?
- Раньше, после появления карикатуры на председателя колхоза или начальника элеватора его сразу же могли снять, по партийной линии наказать. Такой резонанс был у сатиры. Сейчас этого нет. Если только нарисуешь конкретного человека, который утащил что-то, и напишешь, что это он, вот тогда «герой» может подать в суд на шаржиста. А если подписи нет, карикатурист разведет руками: «Это всего лишь человек, похожий на вас!».
- Вы сказали однажды: пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов будет всегда.
- Сейчас везде одни и те же новости: на ТВ, в Интернете, в газетах. Почти все информационные ленты дают оду и туже официальную информацию. А на кухнях опять начали говорить про другое. Недавно я услышал в одной из редакций: «Зачем нам сейчас художник, если есть клипарты?». Но ведь карикатура нравится народу, потому, что понятна, способна не только иллюстрировать, заострить внимание на проблеме, но иногда даже больно ударить… Из-за этого многие представители пишущей братии не любили Бидструпа. Он рисовал такую карикатуру к статье, что она доминировала над текстом, была ярче, глубже и круче. Сейчас во многих изданиях в качестве иллюстрации все чаще используется коллаж, инфографику, фото. А вот в США, я слышал, президент ежегодно встречается с лучшими карикатуристами страны, они приносят ему свои работы, карикатуры, шаржи. И он покупает то, что ему понравится. У нас даже понятия о таких встречах нет. Получается, в России, карикатура нужна народу, а властям не нужна. Но, если общество не умеет смеяться над собой, оно превращается в болото!
Улыбка Тукая
- Вы нарисовали шаржи на первых лиц Татарстана. Как они отреагировали на это?
- Много моих шаржей опубликовано в книге Р. Хакимова «Смешная политика». Я слышал, те, кто туда не попали, расстроились: выходит, они недостаточно популярны. Сами политики относятся к карикатурам нормально, на шаржи обижаются их помощники (как бы не попало за недосмотр!).
Минтимера Шаймиева мы как-то нарисовали в образе Деда Мороза для открытки. Но нам сказали: «Это не подойдет. На шапке у него написано «Кыш б.» - «Вы что? Хотите, чтобы он ушел из президентов?» Мы написали «Кыш бабай», то есть «Дед Мороз» по-татарски, а чиновники решили, что «кыш» - это «уходи»!
На Рустама Минниханова я нарисовал первый шарж, изобразив его в образе автогонщика. То есть, чтобы республика была в лидерах, он должен нажимать по всем статьям, рисковать. Была еще смешная история, когда мы нарисовали президента Татарстана, а его помощники просили убрать этот шарж. На что мы отвечали, что Рустам Нургалиевич очень любит юмор вообще и наши шаржи его не огорчат. Потом мы представляли эту работу на выставках.
- Ваше творческое объединение «Сабантуй» занимается карикатурой, иронической живописью, скульптурой, сценографией. Где можно все это увидеть?
- Что-то печатается в газетах, в журнале «Чаян», на праздниках и выставках, что-то размещается в Интернете. Но, конечно, желательно, чтобы у художников была своя галерея, свой культурный центр. Приезжают карикатуристы из Москвы и спрашивают: «Где у вас дети, молодежь?» А молодежь приходит и говорит: «Работать только в журнале неинтересно. Где гаджеты?» В то же время есть технари, которые в 3D классно разбираются, но напрочь лишены креатива.
- И вы решили подняться на новый уровень - создать Музей карикатуры.
- Примерно такой же, как Дом сатиры и юмора в болгарском Габрово, французские, германские центры – всего их в мире около 100. Нам посоветовали убрать из названия слово «музей». Такие проекты сразу ложатся под сукно минкульта, а у них и так там музеев полно, но это не те музеи.
10 лет мы пытаемся «пробить» проект Центра иронического искусства, где могли бы и выставки регулярные проводить, и детей учить. В художественных школах сейчас больше учат ремеслу. Один год я преподавал на факультете дизайна и изобразительного искусства и увидел, что студенты почему-то очень слабо думают и слабо рисуют. Выпускной курс по линейкам эскизы чертил!
- За рубежом такие центры рентабельны?
- Они находятся под эгидой государства, потому что делают рекламу своему городу, стране, продвигают оригинальные темы. Например, мы предложили проект «Улыбка Тукая» - дружеские шаржи на поэта, которые рисовал бы весь мир. Технология простая: по Интернету рассылаем всю информацию о Тукае, и его рисуют все шаржисты. Конкурс проходит в Интернете, все имеют возможность посмотреть и каталог и саму выставку. Так делают и в США и в Европе и на Ближнем Востоке, а у нас всё упёрлось в спорт и технопарки.
Выйти из Зазеркалья
- У каждого народа свой юмор. Бельгийцы, например, любят просто посмеяться, знать не хотят ни о каких проблемах. Поляки наоборот поднимают социальные темы… А что предпочитают россияне, татарстанцы?
- Хотят видеть и веселые картинки, и острые рисунки. Мы живем в Зазеркалье: законы не работают, люди делают вид, что работают, а сами страдают по линии медицины, пенсий, социальных гарантий. Человек чувствует себя брошенным, тоскует в одиночестве даже в космосе. На мой взгляд, сегодняшние бесконечные праздники, помпезность и показуха – символ того, что мы неправильно живем. Вот сказали: Москва потратит на парад Победы 100 млн рублей. А не лучше ли было ветеранам их отдать? И на уровне республики тоже есть такие проекты…
Одна из моих последних карикатур посвящена месячнику по уборке Казани: люди ходят с лозунгами на фоне замусоренных улиц. В итоге непонятно, почему город убирают плохо, никакого волонтерства нет. И так у нас не только на субботнике, но и во многом другом. Вы читали об этих проблемах в газете? Я уверен, что нет.
- А вы уверены, что карикатура поможет?
- Я уверен: тот, кто ее увидит и поймет, поверит газете, которая ее напечатала, почувствует, что он не один.
Досье
Вячеслав Леонардович Бибишев родился в 1963 г. в г. Коврове Владимирской области. Окончил КИСИ. Первый рисунок опубликовал в 1982 г. в журнале «Чаян». Заслуженный работник культуры РТ. Лауреат и дипломант международных конкурсов карикатуры, шаржа и сатирической графики в России, США, Австралии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Германии, Иране, Италии, Турции, Франции Хорватии, Чехии, Японии. Председатель общественной организации карикатуристов «Сабантуй» РТ. Женат. Двое детей.