«Люди суетятся, враждуют - тем самым сокращая себе жизнь, которая и так коротка… Надо учиться у Волги, - считает чувашский писатель, вся жизнь которого связана с РТ. - Она спокойно делает свою работу, ни с кем не враждуя».
Своя газета
- Николай Михайлович, в этом году исполнилось 110 лет с выхода первой чувашской газеты в Казани. В 90-е вы возродили СМИ на чувашском языке в РТ.
- В 60-е чуваши, в основном из сёл, обращались к властям в Казани и Москве с просьбой возобновить газету. Мне, студенту, писали земляки: «Коля, вот была для нас газета, как бы её открыть? Ты же на журналиста учишься...» Я смело пошёл в обком. А мне там устроили взбучку: «Что ты лезешь? Сократили газету, и всё». А в 90-е ко мне обратились от имени М. Шаймиева с предложением открыть на чувашском языке радио (оно появилось в 1992 г.) и газету. Мы отправились в чувашские районы - Нурлатский, Аксубаевский - изучать мнение народа. Оказалось, люди выписывали газеты из Чебоксар, но хотели читать о своей жизни. Поэтому я требовал от корреспондентов газеты «Сувар» писать на низовом, среднем диалектах чувашского языка. Верховой диалект, которому учат в вузах, для газеты не подходит. Доярка нашу газету со словарём что ли будет читать? «Сувар» выходит в РТ по сей день.
- Руководителя Чувашской НКА в РТ Яковлева назначили и.о. министра культуры Чувашии. Вот какой кадр в Татарстане воспитали…
- Яковлев - гениальный парень, и душа у него исключительная. Студентом добровольно поехал восстанавливать Чернобыльскую АЭС, возглавил отряд. Окончив вуз, стал директором школы в Лаишевском районе и одновременно директором совхоза. Мальчишка, казалось бы… Но в его школе преподавали профессора КГУ. В 90-е в Казани они получали копейки, а в сельской школе им платили продуктами.
Свои святые
- Это менталитет такой? Есть же выражение «чувашское упрямство»…
- Чувашское упрямство - это настырность в работе. Чуваш трудится без выходных - и в воскресенье тоже. Он беспокойно недоволен собой, происходящим, но это критическое отношение не несёт негатива окружающим. Наш менталитет во многом объясняется древнейшей религией, которой минимум 10 веков. В 1997 году в Казани по моему сценарию сняли фильм о язычниках «Вера древнего народа». Если многие народы боролись порой до самоуничтожения против принятия христианства, ислама, то чуваши решили: «У нас есть 100 богов, пусть Христос будет 101-м. Но главным!».
«Эй, Асла тура! (Эй, Верховный бог!)» - так мы обращаемся к богу. Это приятельское обращение - без страха. У язычника есть боги дома, леса, поля… Он привык к таким «удобствам» - у него повсюду свои святые, к которым можно обратиться за помощью. И таким же образом он принял верховного бога.
- Много язычников-чувашей в Татарстане?
- Христианизация, мусульманизация чувашей чаще была формальной, в глубине души они оставались язычниками. Когда мы снимали фильм, я выяснил, что в Чувашии ярко выраженных язычников почти нет, а в Татарстане их около 15 тыс. человек. Есть целые селения в Аксубаевском районе. На могилах крещёных стоят кресты, а на могилах язычников ставят столбы, на которых вырезают глаза, нос - по языческому обычаю.
- Сколько языков вы знаете?
- Русский, чувашский. Хорошо понимаю татарский, он близок к чувашскому. Но грамматика нашего языка принципиально отличается от тюркских языков. Её не отнесёшь ни к славянским языкам, ни к финно-угорским. Наверное, это объясняется историей междуречья Волги и Камы. В III веке до н. э. здесь случилось крупное землетрясение. В этом месте долго никто не жил. А позже появились древние булгары, чуваши. Когда в XIII веке сюда пришли потомки Чингисхана, самые робкие племена, как я предполагаю, сбежали в Чебоксары (cмеётся). Мудрые - ещё до начала нашествия - отправились на Дунай - в Болгарию, Венгрию. А самые твёрдые остались здесь.
Надо выпрямлять
- Вы возглавляете Союз чувашских писателей РТ. Какие у него задачи?
- Союз был создан в 1993 г., в нём 35 членов: чуваши, русские, татарка. Задачи - поднимать культуру, описывать жизнь выдающихся людей. Решили создать сериал ЖЗЛ, как это было в советской литературе.
Закончен перевод на чувашский язык моей трилогии «Вечная Волга». Эту книгу я издал на свои деньги. И для выпуска на чувашском нужно 300 тыс. руб. Мне говорят: «Дурак! Зачем тратить такие деньги - это целый автомобиль!» А я хочу издать книгу о жизни волжан от прадедов до внуков. Об истории моего родного села Большое Шемякино, Татарстана, России. Я старался рассказать на документальной основе о тех сторонах жизни волжан, которые раньше никогда не описывались. Как красиво, ладно жили люди…
Мой прадед-крестьянин и дед, трижды Георгиевский кавалер, вместе с земляками построили церковь в селе, во время коллективизации храм разрушили, а деда сослали на Соловки. Ещё одна тема книги - лагерь Суслонгер на территории Марий Эл, организованный в войну для красноармейцев, новобранцев. Сейчас говорят о 4,5 тыс. жертв этого лагеря. Уже установлены фамилии 1,5 тыс. умерших. И таких лагерей в СССР было около десятка.
- Чем вы «беспокойно недовольны» сегодня?
- Россия бездельничает последние 15 лет. Люди мало того что не производят того, что нужно, а воруют, разбазаривают то, что есть - бесстыдно и бессмысленно. Ну, на что им эти миллиарды и миллионы? У человека один рот - разве он проглотит эти миллионы? Чем занимается правительство? Раз что-то упало - надо выпрямлять, по всей стране проверки провести. А почему не работаем на опережение, не смотрим на шаг-два вперёд?