«Для меня театр – это место, где прежде всего идёт искренний диалог между сценой и залом, - говорит казанский театральный критик Нияз Игламов. - Иначе зачем всё это? Театр может быть чисто развлекательным и пусть будет. Но искусство делается на другой территории».
Кто настоящий?
- Нияз, драматург С. Гафарова с подачи вашего театра стала единственной из РФ участницей проекта Ibsen International. Его участники написали пьесы на тему миграции («АиФ-Казань» №5 с. г.). А какие темы предложили бы вы?
- Все темы исстари примерно одинаковы: любовь, ревность, власть… Любая может быть подана актуально в новых предлагаемых обстоятельствах.
Думаю, драме сегодня нужны структурные изменения. Любое искусство развивается тематически и структурно. В XIX века в искусстве России структурных изменений почти не происходило. Оно развивалось в русле европейской культуры. Необходимость структурных перемен остро чувствовал Пушкин, в противовес традиционной сонетной форме создавший онегинскую строфу. Гоголь написал поэму «Мёртвые души». В итоге мы и помним Пушкина, Гоголя, а не Загоскина или Кукольника. Достоевский стал близок народам мира благодаря полифонии своих романов, т. е. изменениям в структуре. Уникальное русское искусство – «Хожение за три моря Афанасия Никитина», жития – жанры, которых больше нигде нет, иконопись. Эти традиции не развивались до начала XX века, до эпохи модернизма.
То же самое можно сказать и о татарской культуре. Татарский театр возник в контексте русского театра, выходящего в конце XIX - начале XX века на лидерские позиции в мире. И развивался поразительно бурно! Хотя драматургия - чуждый жанр, а традиционной для татарской литературы XIX века является мистическая, суфийская поэзия. Проза для неё не характерна. Поэтому практически нет великих татарских романов.
И русской, и татарской культуре сегодня нужно вернуться к корням, но не как к музейной форме, а чтобы найти там почву для рывка. Или всех победит Голливуд.
- Вы называете драматургами мирового уровня Карима Тинчурина, Наки Исанбета. Появятся ли у них достойные преемники?
- Во многих татарских и русских пьесах я сегодня не вижу искренности. Зачастую их пишут люди, которых не интересуют судьбы их персонажей. Там нет ни боли, ни радости… Потому что для многих мотивация написания пьесы – деньги.
Для меня театр – это место, где прежде всего идёт искренний диалог между сценой и залом. Мне интересны пьесы с внутренним конфликтом, внутренней болью персонажа, где главный герой занят не столько размышлениями об окружающем мире, а рефлексией – разговором с собой о самом себе. Таких пьес немного, но они есть. Это работы молодых драматургов И. Зайниева, Ю. Миннуллиной. Из старшего поколения всегда удивляют З. Хаким, М. Гилязов, Р. Зайдулла.
- «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, получившая премию «Большая книга», вас тоже удивила?
- У меня к этому роману ровное отношение. Но я понимаю татар, которые восприняли его негативно. Там много неточностей – исторических, бытовых.
- Если искусству нужны структурные изменения, значит, в них нуждается и общество?
- Бессмысленно стремиться изменить общество, ХХ век это доказал. Надо изменить человека. Поэтому меня интересует не общество, а его конкретные представители. Настала пора говорить о частном. Об общем мы говорили в нашей стране последние 70 – 100 лет. Видимо, поэтому очень низок уровень отношения к человеку как к личности. Не развито чувство собственного достоинства. Зато очень развито стремление подавлять человеческое достоинство других.
Где свет?
- Есть ли свет в конце туннеля?
- У каждого свой туннель и свой свет. Я, как Дон Жуан, верю, что дважды два четыре. А во что ещё верить? Только в здравый смысл. Люблю хитрых, расчётливых и прагматичных людей.
- «Самый лёгкий характер у циников, а самый сложный – у идеалистов»? Идеалисты, сталкиваясь с реальностью, теряются, возмущаются... А циники заранее настроены критично.
- Все хотят идти коротким путём, потому что наши идеи ограничены нашей жизнью. А она не слишком продолжительна. Каждому хочется при жизни увидеть плоды своих трудов. Поэтому идеалисты часто идут к своим целям по головам, если не по трупам.
- А расчётливые и хитрые?
- Они более разборчивы в выборе средств. В силу здравомыслия или инстинкта самосохранения выбирают менее разрушительные для человека и общества средства.
Да, старики, страдающие болезнью Альцгеймера, повторяют одно и то же, улыбки детей, больных церебральным параличом, похожи на гримасы. Так что в топку их? Но кто ты, чтобы уничтожать больных детей и стариков? Зачастую желание улучшить общество оборачивается этим. Поэтому простых решений по улучшению общества надо бояться. Улучшиться может только каждый отдельный человек. Этим должно заниматься искусство. Оно преграда для простых решений и должно быть социально ответственным, но обращаться к каждому конкретному человеку. Вот такая перестройка нам сегодня нужна.