Примерное время чтения: 7 минут
1330

За кадром. Елена Алексеева - об истории казанского кинематографа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Татарстан 12/04/2016 Сюжет Знаменитые татарстанцы

Начало

- Елена Петровна, у кино есть день рождения?

Досье
Елена Алексеева родилась в Уфе, окончила ВГИК. Кандидат исторических наук, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза кинематографистов России, член Гильдии киноведов и кинокритиков России, доцент КазГИК, автор трёх изданий по истории кино и множества публикаций.

- В России «Синематограф братьев Люмьер» впервые публика увидела 4 мая 1896 года, а в Казани - 2 мая 1897 года. Нена­много отстали мы от Парижа, где первые коммерческие киносеансы прошли 28 декабря 1895 года. Эта дата считается днём рождения кино. 

- Фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер, ошарашивший зрителей, - импортная кинопродукция. А была ли казанская?

- Первая казанская хро­никальная съёмка демонстрировалась 18 апреля 1898 года в городском театре. Она запечатлела актёров, в том числе молодого Василия Качалова, которые выходили с репетиции спектакля «Трильби». Производство собственной хроники наладил владелец кинотеатра «Аполло» Юлий Гренинг в 1910 году. 

Фото: АиФ/ Из личного архива

Он снимал кинолетопись всех значимых событий в Казани вплоть до 1914 года. Когда началась Первая мировая война, съёмки прекратили. Сохранились сведения о съёмке полёта авиатора Васильева на аэроплане (1910 г.),  зимнего автопробега по Оренбургскому почтовому тракту (1914 г.) и другие интереснейшие свидетельства эпохи. 

- Где это можно было видеть?

- В 1908 году в Казани открыли 8 кинотеатров. Одним из первых был «Аполло» (затем «Электра»), который существовал до 2008 года под названием «Татарстан». К 1915 году было уже 16 кинотеатров. Причём не только в центре, но и в Ягодной, Адмиралтейской слободах. Кинотеатры появились и в других городах губернии. Кинемато­граф был чем-то вроде цирка, балагана, зрители так и относились к движущимся немым картинкам. Но бизнес был прибыльным. В начале XX века киносеансы проводили даже в гостиницах, ресторанах и трактирах. 

От балагана к актуальности

- Почему 2016 год стал Годом российского кино? Отрасли, проигрывающей Голливуду, необходима реанимация? 

- Я так не считаю. Российское кино было, есть и будет. Здесь, на выставке, лишь маленькая час­тичка информации, свидетельствующая о нашем культурном наследстве. Когда я работала 
в Нацархиве, в отделе редких книг библиотеки Лобачевского, удивлялась, что многие документы до меня вообще никто не изучал. 

Конечным итогом исследований по истории кино стала кандидатская диссертация, изданная отдельно. 20 лет потрачено на книгу «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014 гг.)» для широкой аудитории. Три года, как готов макет книги, но она пока не издана. В Год российского кино минкультуры РТ обещало книгу издать.

Татарский "Оскар" вручают на казанском фестивале мусульманского кино. Фото: Музей-заповедник "Казанский Кремль"

- Архивные документы, с которыми вы работали, говорят о триумфальном шествии кинематографа?

- Не совсем. На многих документах стоял гриф «Совершенно секретно». Цензура была и в царские времена. В одном из дореволюционных циркуляров было  следующее: в России распространяются картины, которые неправильно рассказывают о последствиях голода в 1911 году. Не допускать показа этих картин! Казанский губернатор, получив такое указание из столицы, разослал депеши по городам, где были кинотеатры. Но, судя по анонсам газет, фильм шёл на экранах, невзирая на запреты. Все увидели голодающих крестьян, скотину, которую кормили соломой с крыш, и прочие ужасы. Кинематограф перестал быть цирком. Он мгновенно реагировал на события. Был наложен запрет на документальный фильм о Л. Толстом, который власть, по обращению вдовы писателя, сочла тенденциозным. Но всё это показывали. Ведь владельцы кинотеатров были частниками, стремящимися получить доход. А злободневность пользовалась спросом. 

Фото: Музей-заповедник "Казанский Кремль"

- Ну а в Казани снимали на злобу дня?

- Есть документы о фильме «Взятие Казани». В 1918 году его снимал Эдуард Тиссэ, впоследствии кинооператор всех фильмов Сергея Эйзенштейна. В дневнике Тиссэ есть рассказ о съёмках и военных действиях на территории республики. У фильма несколько названий, в том числе и «Взятие Казани товарищем Троцким». Лента сохранилась, став бесценным раритетом. В 1929 году сняли первый полнометражный художественный фильм «Булат-Батыр» (совместно с «Совкино»). Задействовали казанских актёров. Фильм мы показываем на выставке. «Булат-Батыр» вышел на широкий экран, его показывали за границей. В Берлине белогвардеец прорвался во время показа в будку киномеханика и пытался уничтожить плёнку. Кстати, ассистентом режиссёра Юрия Тарича на съёмках был молодой Иван Пырьев, будущий киноклассик.

В советское время о полнометражных фильмах речи не шло. Лишь кинохроника. В год выпускали 48 киножурналов «На Волге широкой» о жизни республик Поволжья, несколько хроникальных сюжетов, художественные фильмы дублировали на языки народов СССР. Строительство крупных заводов, визиты госдеятелей - такие, в основном, требовались сюжеты. Но порой рамки расширяли. Сняли фильмы «Сказанием встаёт Казань», «Подарю тебе город», о космонавте Андрияне Николаеве, о Мусе Джалиле… 90 стран мира купили фильм «Эрьзя». Лента получила множество международных наград. Казань открыла миру имя этого гениального скульптора. 

- Теперь всё в прошлом?

- В Казани и сейчас снимают интересные фильмы. Студии нет, но есть более 20 частных студий и продюсерских центров. Многие фильмы получили высокие награды на фестивале мусульманского кино, да и на других киносмотрах в стране и за рубежом. Я не считаю, что татарстанское кино кончилось. Тем более что в нашем вузе растёт поколение кинематографистов. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах