Примерное время чтения: 9 минут
1190

На казанском «Бульваре капуцинов». История татарстанского кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Татарстан 19/07/2016 Сюжет Знаменитые татарстанцы
Из архива А.Дубина / АиФ

 

Первые шаги

Татьяна Сидорова, АиФ-Казань: Елена Петровна, ваш рассказ о первых шагах казанского кинематографа вызвал интерес наших читателей. 

Елена Алексеева. Фото: АиФ/ Из личного архива

- Я рада такому отклику. Он, конечно, неслучаен. Без кино, телевидения мы уже не мыслим своей жизни. Но ведь всё начиналось с театра. Именно он испокон веку формировал зрительскую аудиторию, которая к концу XIX века приняла кинематограф как действо, хотя и не как альтернативу. 

- Какой была культурная атмосфера в нашем городе тогда?

- Эстетические и художественные вкусы определяли Казанский университет, дворянство, интеллигенция, продвинутые купцы и мещане. Эта публика обожала театр. На казанской сцене блистали тогда такие звёзды, как М. Щепкин, В. Качалов и другие. В России была известна антрепренёрская деятельность П. Медведева, который создал в городе драматическую труппу и оперный театр! И первые киносеансы в Казани состоялись 2 мая 1897 года в драмтеатре. Они шли под симфонический оркестр. 

- Публика, наверное, валом валила на небывалое зрелище…

- Представьте себе, нет! Несмотря на громкую рекламу в  газетах, зрителей было немного. Программа включала в себя не только «Прибытие поезда» братьев Люмьер, но и «Коронационные торжества в России». Однако взыскательная театральная публика сочла зрелище балаганом, и первый сбор составил всего 130 рублей с копейками. Впрочем, слухи о зрелище «прямиком из Парижа» разнеслись по городу, и любопытство возобладало. Уже 6 мая 1897 года в городском театре состоялись два показа: утренний детский и вечерний для взрослых. Газета «Казанский телеграф» сообщила: «Синематограф Люмьера заслужил полное доверие публики. Театр был полон. Сбор достиг почти 800 рублей». Это был триумф!

- Какие цены были на билеты?

- Когда в мае театр завершил сезон и закрылся, сеансы стали проходить в Панаевском саду. Для учащихся цена билета составляла 42 коп. По тем временам серьёзные деньги. Но молодёжь быстро увлеклась новинкой. Начиная с 1898 года, с апреля по октябрь, в Казани работали летние киноплощадки, в частности, в саду «Русская Швейцария». Позже здесь построили деревянные павильоны для киносеансов. Фильмов было мало, поэтому, исчерпав программу, демонстраторы переезжали в другой город. 

- Что-то вроде гастролей? Но публика постоянно требовала всё новых и новых зрелищ…

- И они были в ресторане «Славянский базар». Это бывшая гостиница «Казань» на ул. Баумана. Заведение славилось отменной кухней, включая свежих устриц, а также венгерским дамским оркестром и работало до трёх часов ночи. Сюда приходили не только гурманы и меломаны, но и поклонники синематографа.

Кинопоказы проходили в Панаевском саду. Фото: АиФ/ Из архива А.Дубина

Газета «Казанский телеграф» писала: «Поражающий сеанс!», «Колоссальный успех!» и т. д. Когда я изучала старые газеты, то убедилась, что газетчики уже тогда не даром ели свой хлеб. Синематографу надо было занять свою нишу в культурном пространстве. Для любого нового бизнеса - проблема! Так что в ход шли всякие «изюминки». В одной из казанских газет за 1912 год мне встретились и такие анонсы: «По мусульманским праздникам в антрактах играет исключительно мусульманская музыка».

А в 1907 году в городском театре «впервые в Казани» пообещали сенсацию: оперо-кинематограф. Представили оперу «Кармен». Газета «Казанский телеграф» сообщала: «...посредством оперомегафона в соединении с поющим аппаратом оксетофон достигнуто полное совпадение звука голоса с движением поющих и говорящих фигур на полотне в исполнении лучших артистов Парижской оперы». Но казанские газеты, не побоявшись  рекламодателей, выступили с резкой критикой. Одна из них с изрядной долей сарказма отметила: «...умопомрачительный операмегафон оказался обыкновенным синематографом, а не менее удивительный оксетофон - самым неудивительным граммофоном. Была представлена пародия на настоящее пение и музыку, пародия жалкая и глупая». «Ценителей настоящего, любителей действительного искусства ждало горькое разочарование», - подытожил «Казанский телеграф». 

Культуртрегеры

- Кинотеатр был прибыльным делом для владельцев?

- Конечно, и желающих открыть свой кинотеатр было так много, что власти занялись оформлением процедуры. В Казани она занимала до 3 месяцев, в течение которых надо было выполнить целый ряд технико-строительных предписаний. 

Я нашла интереснейший чертёж 1913 года мещанина Н. Юзеева, который хотел открыть кинотеатр. Ему разрешили построить здание, если будет получено согласие сельского схода на уступку места. Крестьяне выдвинули условие: оплатить аренду земли с 1 декабря 1913 года по 1 декабря 1925 года вперёд по 35 руб. в год. В мае 1914 года кинотеатр открылся. Предписания довольно жёсткие, за соблюдением следили власти, инженеры, архитекторы и пожарные. Ведь кинотеатры были признаны зоной повышенной опасности. 

Проект кинотеатра в селе Кукмор Мамадышского уезда. Фото: АиФ/ Предоставлено Е.Алексеевой

- Это почему же?

- Случались пожары. И в Париже, где погибли люди, и на станции Бологое Николаевской железной дороги, где в деревянном здании заживо сгорели почти 200 человек. 28 апреля 1911 года казанский губернатор М. Стрижевский издал специальный указ, касающийся обеспечения безопасности, начались проверки.

Времена, когда кино можно было крутить где попало, миновали. А билеты тогда продавали в неограниченном количестве, здания маленькие, проходы узкие. Владельцев кинотеатров заставили покупать современную надёжную аппаратуру, огнетушители и ограничиваться в плане продажи билетов. Бизнес бизнесом, но безопасность превыше всего. 

- Где появились первые, помимо Казани, кинотеатры?

- В Чистополе в марте 1909 года. Его открыл Яков Бутузов, запас­ной фельдфебель из крестьян. Заведение просуществовало недолго. Однако в 1910 году в городе открылись два «электротеатра» - «Мираж» и «Марс». 

- А кто был самой яркой фигурой в продвижении синематографа в наши края, казанским «мистером Фёстом»*?

- На мой взгляд, Юлий Фёдорович Бренинг. Провизор, владелец Центральной аптеки на Б. Проломной. Он основал кинотеатр «Аполло» (впоследствии «Татарстан»), который демонстрировал новинки одновременно с Москвой и Петербургом. 

В саду «Эрмитаж», который он арендовал, Бренинг организовывал бесплатные сеансы. По его инициативе начались регулярные самостоятельные киносъёмки и во многом благодаря его стараниям город стал тогда столицей кинематографа в Поволжье. 

Чертеж кинотеатра на Арском поле. Фото: АиФ/ Предоставлено Е.Алексеевой

- Кто подхватил эстафету?

- Григорий Розенберг, выходец из вятских мещан. В 1908-1909 годах он владел к/т «Пассаж» (в советское время «Пионер») и «Олимп» («Родина»). Кстати, «Пионер» являлся одним из первых детских кинотеатров СССР. Розенберг стал представителем столичной кинематографической конторы А. Гехтмана, которая открыла в Казани отделение кинопроката для Волги, Камы и Вятки. А в 1914 году он стал членом АО «Ханжонков и Компания», одной из крупнейших кинофабрик страны. Это давало большие права в кинопрокате. 

- Фельдфебель, мещане, крестьяне, провизор, трактирщики, которые продвигали кино в жизнь современников, наши культуртрегеры? 

- Они мыслили как бизнесмены, которые обладают коммерческим чутьём, имеют средства для инвестиций, улавливают запросы населения. Каждый из них внёс свой вклад в развитие кино в крае. В какой-то степени каждый из них был «мистером Фёстом», и спасибо им за это. 

* «Мистер Фёст» - герой Андрея Миронова в фильме «Человек с бульвара Капуцинов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах