aif.ru counter
728

Опять смешно! Режиссёр Салават Юзеев о феномене лакейства и экономике кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Татарстан 22/09/2015
Фото из архива Салавата Юзеева / АиФ-Казань

Чем недоволен режиссёр победившей «татарометражки» Салават Юзеев, и когда в кинотеатрах республики наконец увидят национальное кино, он рассказал в интервью «АиФ-Казань». 

Из племени поэтов

Салават Юзеев. Фото из личного архива

- Салават, как случилось, что актёру из короткометражки дали приз за лучшую роль? 

- Комедия сейчас большая редкость и в кино, и в театре. На фестиваль  мусульманского кино часто представляют фильмы о самопожертвовании, о проблемах беженцев, гастарбайтеров. Но это однобокий взгляд. В культуре  исламских стран масса юмора. Достаточно вспомнить «1000 и одна ночь», истории о Ходже Насретдине. Театр Камала активно использует эти темы. У Нобелевского лауреата по литературе Милана Кундеры есть такая фраза: «Смеяться – в этом есть такая глубина». Может быть, в смехе скрыта какая-то своя духовность... 

Снимать полный метр очень проблемно. Это масса денег, административных ресурсов. Бюджет картины был маленьким, поэтому у нас действие происходит на одной площадке - в кафе. Человек рассказывает случайному знакомому, как ему надоели жёны – первая, вторая… Выясняется, что у него четыре жены. Фильм не о том, хорошо это или плохо. Я использовал преувеличение, потому что мне была интересна ситуация, доведённая до абсурда. Одна жена громко кричит, другая - мямля, третья всё время хохочет, у четвёртой очень тяжёлый взгляд. Он хлопнул дверью и ушёл от них. Люди часто воспринимают многие жизненные ситуации как трагедии, а на самом деле они смешные. 

Досье
Салават Юзеев родился в Казани в 1960 году. Окончил факультет ВМК КГУ (КФУ). Автор около 50 фильмов, получивших призы на фестивалях в РФ, Египте, Иране, др. странах. Лауреат литературной премии им. Державина. Женат, есть сын.

- У вас нет кинематографического образования. Как программист стал успешным режиссёром? Сказались гены отца – известного писателя?

- Отец относился к племени поэтов, был светлым, лёгким, очень миролюбивым. Я более приземлённый человек. Когда создаёшь кино, надо иметь локти, кулаки, хорошее здоровье. Чтобы снимать фильм, приходится много бороться. Многие слетают на самом первом этапе. Я сам много раз слетал, а то гораздо больше фильмов бы снял… 

Ещё работая программистом, начал писать прозу. Потом попал на ТВ, где стал режиссёром. В 2003 году с продюсером Мариной Галицкой мы создали студию «Инновация». Снятый там фильм «Не уйдём!» попал в конкурс I казанского кинофестиваля. 

- На кинофестивале 2014 года два приза получил ваш «Курбан-роман». Однако отклики до сих пор неоднозначные… 

- Почему-то именно в Казани. В Китае на фестивале «Шёлковый путь» фильм приняли хорошо. На международном кинофестивале в Якутске картина получила диплом...  Но, может быть, это неплохо, что отклики разные. Значит, фильм заметили. Ведь бывают картины, которые вообще никто не замечает. 

Фильм «Хлопнул дверью и ушел» Фото из архива Салавата Юзеева

Когда прокатят?

- «Визитная карточка» Татарстана – всё что угодно, но только не кино. 

- В сентябре я побывал на кинофестивале в Якутске. «Курбан-роман» попал в его конкурсную программу. Но я поехал главным образом, чтобы посмотреть, почему в Якутии вдруг расцвёл кинематограф, в чём его феномен. Кто-то отшучивался: «Зимой холодно, скучно - народ идёт в кинотеатр». А. Прошкин, автор «Холодного лета 53-го», назвал кинематограф «самым доступным для народа способом выразить свою идентичность». Это на самом деле так. Балет, опера, драматический театр - всё-таки искусство не для всех, в отличие от кино. 

В Якутске у меня на глазах разрушился миф, что кино можно сделать только в Москве. В Якутии выпускают свыше 10 фильмов в год, хотя в республике живёт меньше 1 млн человек. В прошлом году вышло 13 картин, 9 из них попали в прокат. Нельзя сказать, что в этой республике фильмы очень кассовые. Просто народ хочет смотреть своё кино. И режиссёры эту потребность уловили. 

Фильм «Хлопнул дверью и ушел»  Фото из архива Салавата Юзеева

- «Курбан-роман» снимали на спонсорские деньги. Отбили ли инвестиции? 

- А фильм ещё не вышел в прокат. Ведь собственники этого фильма не мы, а «Татаркино». У него есть своя система проката. На мой взгляд, она устарела. Нужны более современные менеджерские решения. Если не выстроить хорошую прокатную политику, наш кинематограф обречён. 

На фестивале с аншлагом прошли «Белые цветы». Значит, люди на этот фильм пойдут, его надо показывать в сети кинотеатров. В Якутии есть сеть национальных кинотеатров. В Киргизии тоже. Там есть  кино, которое может победить на фестивалях, и такое, которое можно показывать в кинотеатрах. Они движутся и вглубь, и вширь.

- В Якутии кино так щедро спонсируется государством?

- Нет, авторы вкладывают или свои деньги, или спонсорские. У нас же фильм выходит и зависает, инвесторы не видят результата. Но рассчитывать только на спонсоров нельзя. Так, татарский театр окреп, когда его начало поддерживать государство. Т. Миннуллин, М. Салимжанов, вся команда щепкинцев, создавших костяк театра в 60-е, прошли прекрасную школу в Москве.  

Фильм «Хлопнул дверью и ушел» Фото из архива Салавата Юзеева

Драма отношений

- Вы и режиссёр, и писатель, и драматург. Кем себя ощущаете больше?

- Всем одновременно! (Смеётся). Одна из последних книг – роман «Не перебивай мёртвых». Там много того, что критики называют магическим реализмом. Один из героев говорит, что есть дар не перебивать говорящего и молчащего, а есть люди, которые умеют не перебивать мёртвых. Это особый дар. В латиноамериканской прозе и кино ушедшие в мир иной постоянно присутствуют в мире живых, участвуют в разговоре. Это воплощение того, что мы носим в своей голове. Люди, которые ушли, постоянно с нами. Мы с ними советуемся, иногда спорим. 

В театре Камала в октябре пройдёт премьера спектакля «Улётные танцы». Я писал эту пьесу не как комедию, а получилось опять смешно. Герои  - трое мужчин прислуживают боссу на пикнике. Потом появляется женщина, исполнительница танца живота. Завязывается драма отношений… Как сказал театральный критик Нияз Игламов, эта пьеса о феномене лакейства. Офисный планктон пришёл на  пикник прислуживать. Там гораздо больше шансов сделать карьеру  – босс их заметит, приблизит. Они над этим лакейством смеются, смотрят на ситуацию как бы со стороны, но прислуживать продолжают. Когда приходится выбирать, до какой же степени можно дойти в лакействе, они совершают поступки… 

В такой ситуации постоянно оказывается каждый: как вести себя с теми, от кого зависишь. Где та грань, когда уже нельзя прогибаться, и как сохранить своё человеческое достоинство, когда ищешь своё место в мире. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах