aif.ru counter
449

Режиссер Марина Разбежкина о том, как научиться видеть жизнь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Татарстан 51 18/12/2013

Кто такие скучные люди, как разглядеть героя нашего времени, а также о том, почему она разлюбила Казань, известный режиссёр рассказала в интервью «АиФ-Казань».

Справка АиФ-Казань:
Марина РАЗБЕЖКИНА родилась в 1948 г. в Казани. Окончила КГУ. Работала учительницей в сельской школе, журналистом. Автор более 30 документальных и игровых фильмов, победитель кинофестивалей в России и за рубежом. Организатор Школы документального кино.

Человеческие планеты

- АиФ-Казань. Марина Александровна, на прошедшем недавно в Москве российском фестивале авторского документального кино «Артдокфест» призы получили три ваших ученика. О чём их работы?

- Темы всегда одни и те же. Важно, не то, о чём ты говоришь, а как ты говоришь. В нашей школе мы занимаемся воспитанием другого взгляда на реальность. Нет системы оппозиций: добро – зло, бог – дьявол… Нам важно, что происходит с людьми в их небольшом физическом пространстве. Русская культура всегда мало занималась горизонтальной обыденной жизнью, «горизонтальным» человеком.  На мой взгляд, нет ничего интереснее физической реальности. Она постоянно меняется, надо успеть её рассмотреть. Первое курсовое задание, которое получают мои ученики, называется «Скучные люди». Они ищут людей не титулованных, людей, которые не появляются на ТВ, и вдруг открывают потрясающие человеческие планеты.

У нас есть термин «Зона змеи» - личная зона человека, в которую надо войти. Это не рассматривание издалека, это проживание рядом. Так, одна из призёров «Артдокфеста» Мадина Мустафина прожила какое-то время со своей героиней в одной квартире, потому что было важно наблюдать её близко. . «Как вы смогли так близко к ней подойти? Научите!», - говорил председатель жюри нынешнего «Артдокфеста», Павел Лунгин, вручая Мадине приз. Её фильм о человеке, который при рождении был определён как мальчик, а когда подрос, решил, что он девушка.

- АиФ-Казань. Это такая «жареная» тема…

- На самом деле ничего «жареного» в ней нет. Фильм о том, что у каждого человека есть потребность в самоидентификации. Неважно, половая это самоидентификация, национальная, или ещё какая-то. Попытки понять себя происходили не только сегодня. Но сегодня появились очень своеобразные группы, в которые мы раньше не заглядывали. Хотя эти люди всегда жили среди нас, было принято не замечать их. Сегодня – они сами начали о себе заявлять. Мы начинаем  видеть то, что есть – в этом плюс работы с такими темами. Ситуация «если мы не видим, значит, этого нет» очень опасна для общества.

«Морфология» Инны Лесиной - фильм про смерть и про умных людей, которые имеют дело с человеческим телом на последнем этапе его существования в нашем мире.

В патологоанатомические подвалы кинематографисты заглядывают редко. Про смерть вообще страшно говорить. Но это касается абсолютно всех, мы должны быть к этому готовы. Мне очень нравится, что про смерть можно говорить и так легко, а не только рыдать на похоронах.

«Последний лимузин» Дарьи Хлёсткиной - это как раз кино, в котором мощно поменялась оптика взгляда. Когда Даша начинала снимать эту картину три года назад на заводе им. Лихачёва, там делали заказанные правительством лимузины, которые этот завод начал выпускать ещё в первые годы Советской власти. Во время перестройки этот цех практически не работал: лимузины оказались никому не нужны И вот в последние годы им вдруг заказали три машины, которые должны были пройти по Красной площади. Для этого цех собрали вновь, пригласили даже пенсионеров. Эти высококлассные рабочие сделали лимузины в очень короткий срок – в два года. Но перед самым парадом им сказали,  что заказ отменён. Вот такая история… Параллельно камера следит за тем, что происходит с предприятием, исчезает само понятие «рабочий». Как социальный класс его нет уже во многих странах. В некоторых странах исчезло само слово, рабочих заменила электронная техника, её обслуживают операторы. Режиссёр на этом заводе застала последних представителей рабочего класса, которые оказались замечательными людьми, болеющими за то, что они делают, за то, что вообще будет с заводом. Получилась грандиозная фреска, которая рассказывает о нашем времени. Причём она снята нашим методом, с невероятным приближением к этим людям.

Редкий случай: на премьеру фильма пришли те, кто снимался в этом кино, и они приняли фильм. Герои часто не принимают снятое о них кино: им кажется, что в жизни они выглядят по-другому. А тут люди посчитали, что это кино имеет право на публичную жизнь, и его обязательно надо показать правительству.

Жизнь как путешествие

- АиФ-Казань. Быть неравнодушным к происходящему вокруг важно любому человеку. Как этому научиться?

- Нужно очень большое усилие. Если человек способен его сделать, он сможет установить диалог с совершенно другой реальностью и не только с  той, в которой он живёт. У всех нас очень узкая реальность. А если увидеть другую, это продлит жизнь, может быть, не по длине лет, а по глубине. Но люди делают всё меньше и меньше усилий, чтобы проживать жизнь. Им кажется, что по ней можно просто прокатиться. И они ещё не довольны, что это путешествие очень плохо оплачено. А на самом деле многие просто не сделали никаких усилий.

- АиФ-Казань. Ваш новый фильм «Оптическая ось» - о том, что изменилось в России за последние 100 лет. Вы сопоставляете нынешнюю реальность и старинные фото. Как выбирали героев?

- Социальный статус не важен. Герой может быть полуграмотным человеком, главное - он как-то очень всерьёз проживает свою жизнь. В человеке меня больше интересуют пластические изменения, а не социальные, о социальных мы хорошо знаем. А вот что происходит с лицом, пластикой человека… Так, в новелле о рабочих я заметила, какие замечательные лица у рабочих сегодня, и какие они «прибитые» на фото конца XIX в. Думаю, это крестьяне, которые сдвинулись с мест, на их лицах отражена смена социального статуса, они выглядят как замученные рабы. Спустя 100 лет на том же самом заводе, мы увидели, что люди живут сложно, небогато, даже в горячем цехе им платят небольшие деньги, но у них потрясающие лица. Они думают о том, как они живут, в них нет мелкости существования.

Справка АиФ-Казань
«Оптическая ось» — попытка осмыслить изменения, произошедшие в России с людьми за 100 лет, сознанная в необычном жанре сопоставления нынешней реальности и фотографий, снятых на рубеже XIX и XX веков. Снимки, сделанные русским фотографом-реалистом Максимом Дмитриевым, были напечатаны в виде больших постеров и вместе со съемочной группой поехали по тем местам, где они были созданы. Люди разных сословий, социальных групп и профессий рассматривают «самих себя» спустя век и рассуждают о жизни и о тех, кого они видят на фотографиях.

Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной
Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной
Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной
Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной
Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной
Кадры из фильма «Оптическая ось» Фото: АиФ-Казань / фото из личного архива Марины Разбешкиной

- АиФ-Казань. Почему в последние годы вы почти не бываете в Казани?

- Я перестала любить Казань. То, что случилось с архитектурным обликом центра города, - одно из самых драматичных событий для меня. Я много езжу и вижу, как в Европе и даже США с их небольшой историей, трепетно относятся к прошлому. Понимаю, что снести и построить новое гораздо легче, чем восстановить. Но в итоге Казань потеряла свою индивидуальность. Люди, которые вырастают в этом городе, думают, что так и надо: главное -  чтобы было чистенько, побелено, покрашено, и был хороший асфальт. На самом деле это делает нашу жизнь какой-то маленькой, неглубокой.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах