Примерное время чтения: 6 минут
440

Денис Осокин о паролях Зиланта, пугалах и земле под ногами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Татарстан 11/11/2014
Ольга Любимова / АиФ-Казань

Друзья людей

-  Денис, ваша популярность резко выросла после «Овсянок» (фильм по его сценарию получил приз Венецианского фестиваля. - Прим. ред.). Как изменилась за четыре года ваша жизнь? 

Досье
Денис ОСОКИН. Родился в 1977 г. в Казани. Учился в Варшавском университете на факультете психологии, закончил филфак КГУ. Автор сценариев фильмов «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Ангелы революции», получивших призы международных фестивалей.

- Последнее время пишу не так много. Второй год преподаю в Казанском университете культуры и искусств, на факультете кино и ТВ. Несколько небольших книжек у меня в работе - поэтических и прозаических. Как и раньше, все темы полуфантастические. Например, делаю третью книгу об огородных пугалах. Это друзья людей и в то же время существа, хорошо чувствующие землю, мир животных, растений. И думаю над новым сценарием. 

- Ваши сценарии получали призы в Италии, ОАЭ, Аргентине. Какое место в этой череде побед занимает «Аксёнов-фест»?

- «Звёздный билет» - моя вторая награда (после премии «Дебют» в 2001 г.) и первая, которую я получил в Казани. Она очень важная для меня, тёплая... Эта премия действительно может стать стартом для начинающего писателя. Я рад, что она именно в Казани вручается. Казань - особенное пространство, сложное, пёстрое. Это центр Средней Волги, где переплетены не только Восток и Запад. Здесь сохранился мир финно-угров, в котором человек связан с природой неразрывно. 

Казань - можно сказать, место дракона, по легенде он жил на горе возле города. На мой взгляд, ключ к Казани как раз в этом образе. Это сильное, прекрасное существо владеет всеми четырьмя стихиями: может летать, плавать, ходить по земле и даже ползать под землёй. Мне очень нравится казанское метро, потому что, чувствуя гул приближающегося поезда, можно представить себе, как там ползает Зилант и какие-то его родственники… Даже надпись на дверях по­ездов нашей «подземки» «Соялмэскэ» («Не прислоняться» - по-татарски) звучит как пароль. 

Построить лодку

- В программе «Аксёнов-феста-2014» был перфоманс «Рассказ с ладонь».  Насколько коротким, на ваш взгляд, может быть произведение?

- У меня рассказы меньше, чем с ладонь. Часто объединяю книги в циклы.  В «Ангелах революции» около сотни коротких рассказов, они совсем маленькие. Можно сказать, это книга-чётки, где каждая «косточка» самостоятельна, а когда они целиком - их можно перебирать в разные стороны.

На мой взгляд, художественная литература должна тяготеть к сакральному тексту, заговору. К тексту, с помощью которого человек общается со всем Космосом, с живыми, мёртвыми, с богами… В нём  не должно быть ничего лишнего - ни слова, ни смысла, даже знака препинания. 

Нравится, когда художник чувствует предметный мир - не просто как физическую реальность, а как прозрачные предметы, обладающие свойствами проводников. Так можно из любой вещи сделать мир, построить лодку, корабль, отправить его в плавание  за чем-то новым, найти это и поделиться. 

- На что, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание современным авторам?

- «Необходимо» - слово не из моей мастерской. Я чужд культурологии, литературоведения. Хорошо обратить внимание на землю, которая у тебя под ногами. Мне очень нравится, когда автор пытается чувствовать каких-то духов местности, то, что происходит там, где он живёт. Мне дорого расшифровывание пространства, его одухотворение. Что такое Ветлуга, чем отличается Самара от Сызрани? С условным металлоискателем прощупать землю… 

- Какие книги вас сейчас интересуют? 

- Стараюсь, чтобы в доме было меньше книг. Принести книгу в дом - это значит, привести в дом соседа. Но соседства не всегда хочется - больше нравится быть в доме одному или в окружении старых друзей, близких людей. Если книга покупается, она остаётся в моём доме навсегда, и случается настоящая дружба. 

Хотя я закончил филологический факультет, не так много я прочитал художественной литературы. Предпочитал всегда произведения мирового фольклора (книга номер один для меня - карело-финский эпос «Калевала») и нехудожественную литературу. Одна из любимых книг - «Год кита» морского биолога В. Шеффера, в которой рассказывается о первом годе жизни китов-кашалотов. Ещё больше, чем животные, меня интересуют растения, травы.  

Часто делаю своих героев географами, геологами. Моё несостоявшееся второе высшее образование - биофак. Поэтому в доме  много географических карт, книг о животных, всяческих энциклопедий. А также самоучителей, словарей разных языков: монгольского, латышского. Я никогда не ставил себе цель выучить множество языков, которые мне дороги и интересны. Но ориентироваться в них, дружить с ними я всегда хотел.  

Точки опоры

- Где чувствуете себя уютнее - среди людей или среди животных и растений? Не жалеете, что родились человеком? 

- Конечно же, не жалею. Чувствую себя уютнее среди живых. Нет ничего радостнее - живому видеть живое. Как нет ничего ужаснее - живому увидеть мёртвое. 

Люблю разные пространства - большие, маленькие, города,  деревни. Но когда оказываюсь на Севере (во время фольклорных или киноэкспедиций), где огромные расстояния между населёнными пунктами, властвует ветер, небо постоянно меняется, движется - чувство пружинности возрастает в ногах, хочется взлететь. 

- Писатель Е. Попов сказал о ситуации в мире: «Ощущение, что 90% жителей мира сошли с ума». Что происходит? Природа на нас рассердилась? Связи с ней потеряны? 

- Нет, не потеряны.  И они никогда не будут потеряны.  Даже если люди это отрицают или не чувствуют, связи сохраняются. У меня нет ощущения, что 90%  людей сошли с ума. Но время тяжелейшее. Личные трагедии не в счёт в сравнении с тем, что происходит в последние месяцы. Надо прорываться через это, искать точки опоры. У каждого они свои. Для меня это чувство благодарности за жизнь. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах