Деревянные, с резными наличниками и подзорами. В окнах одного и того же дома отражается и церковь, и мечеть. «Пятикупольный собор Кирилла и Мефодия стоял на Второй горе (ныне ул. Айвазовского), - говорит художник. - Он исчез ещё до Великой Отечественной. На этом месте построили дом для сотрудников МВД, я в нём жил с 6 лет».
Лица домов
- Евгений Порфирьевич, ваши выставки проходят даже в Госдуме. Почему все вдруг полюбили деревянное зодчество?
- Эти дома можно рассматривать бесконечно - красота в каждом фрагменте. С большим вкусом, любовью сделаны даже водосточные трубы. У каждого дома своё доброе лицо. Каждый честно исполнен, с любовью. Деревянная архитектура считается народной, имена её авторов в большинстве неизвестны. Тем не менее в этом искусстве масса неповторимых деталей, которые делают его живым.
Создателям даже богато украшенных современных особняков не удаётся достичь той теплоты, душевности и индивидуальности, не говоря уже о многоэтажках. Я эту красоту начал понимать не сразу. Только расставшись с родным городом и приезжая сюда навестить родителей, я начал по-новому его открывать. Когда дома, возле которых я вырос, стали исчезать, у меня словно стали отнимать частички моей жизни, моей души.
Это кино
- Вы около 20 лет проработали в кино. Что думаете о современном кино, сериалах на ТВ?
- Поначалу плевался, потому что как человек, прошедший школу настоящего кино, видел: сериалы снимают наспех, почти без репетиций. Но мало-помалу сериалы затягивают - знаешь, что дерьмо, и всё равно смотришь. Мы же слабые люди… В кино мне интересны философские темы, очень дорого творчество Тарковского. Уверен, если бы он все свои силы направил не в кино, а, скажем, писал бы книги по философии, оставил бы нам гораздо больше, его творчество было бы ещё более значимым. А в кино, к сожалению, далеко не всё зависит лично от режиссёра. Чтобы фильм получился, должно сойтись очень многое: погода, настроение актёров, даже график работы пожарной машины, которая организует дождь. Соринка в плёнку попала - и уже надо всё начинать сначала.
- Тарковский бывал в Казани. Над фильмом «Сталкер» работал художник Рашит Сафиуллин, который живёт сейчас в Свияжске.
- Я мог бы работать с Тарковским на фильме «Зеркало». Но сказал какое-то неосторожное слово, и ничего не получилось. Думаю, это к лучшему. Попади я в команду Тарковского, наверное, я бы не состоялся как самостоятельная творческая личность, слишком сильно было бы его влияние на меня. Благодаря кино я вырос профессионально, смог поездить по стране.
- Жалеете о распаде СССР?
- Считаю, отделение Прибалтики, Молдавии, других союзных республик на тот момент было необходимо. К тому же эти республики считали, что большевистский режим не давал им свободы. Но при нём не только они – все не могли вздохнуть свободно. Думаю, это разделение всем нам на пользу пошло. Правда, при рыночной экономике жизнь в бывших союзных республиках кардинально изменилась. Помню, как мы снимали в Абхазии «ТАСС уполномочен заявить», по сути, ещё в брежневское время. В Сухуми нас поселили в частном секторе. Хозяин дома смотрел на нас с удивлением: ему было странно, что мы каждый день идём на работу. А мы, в свою очередь, гадали, на что он живёт, кем работает. Однажды увидели, как он собрал тюльпаны, аккуратно сложил их в чемодан и полетел во Владивосток. Через неделю вернулся оттуда в полном порядке и опять месяц ничего не делал.
- Зато в советские времена были уверенность в завтрашнем дне, стабильная работа.
- А где безработица? Лично я в Казани её не вижу. Ну а если кто-то безработный действительно есть, пусть временно идёт в дворники. В нашем дворе, например, постоянных дворников нет, хотя мы регулярно оплачиваем эти услуги. Кто-то придёт снег покидает, видимо, зарплату получит, и больше мы его не видим. Так что работу при желании найти можно.
- «ТАСС уполномочен заявить» рассказывает о борьбе разведок СССР и США. Сейчас эту тему многие считают надуманной.
- В основе сценария этого фильма - реальная история о разоблачении шпиона американской разведки. Фильм точно повторял места, в которых происходили операции. Международный шпионаж - тема очень закрытая. У нас было три консультанта – полковники КГБ. Они рассказывали, какие нужны огромные затраты времени, средств, чтобы поймать шпиона с поличным. Думаю, с тех пор мало что изменилось.
Рыба и пароход
- У вас есть работы с видами Свияжска в технике двухмерного пространства, когда нет перспективы. Наверное, таким и был Свияжск до реставрации – козы на улицах, старые дома.
- Для художника в чём-то это было интереснее. Можно было, например, снимать любое кино. А сейчас это конфетка, пряник разукрашенный… Музей в Свияжске приобрёл несколько моих работ. Та работа, о которой вы вспомнили, позволила показать жизнь, которая там происходила. Остров, церкви, корабли, рыбы... Я сознательно изменял размеры, как это делали иконописцы, укрупняя более важные образы.
- Почему рыбы важнее, чем пароход?
- Животные, рыбы вне времени, они будут всегда. В коллаже о Казани «Запомним милые черты» я постарался дать образ Казани ХХ века. Здесь поместились и казанские дома разных времён, и образы персонажей ХХ века - парочка из начала столетия, мальчишка, летящий с горы на деревянных санках из 40-х гг., и ультрамодные «шестидесятники», и сегодняшняя мама с подростком... Всю эту картину обнимает деревянный забор, на котором сидит кошка, а за забором – рябинка, привлекшая синичку. При кратковременности своей жизни они для меня – вне времени. Хочется верить, что они будут всегда.
Задача художника – раскрывать красоту окружающего мира. Талант нам даётся от Бога. Заслуженно ли? Не знаю, но уверен, что тот, кто не исполняет своё предназначение, зачеркивает бытие. Тогда человека высшие силы уводят из этого мира. А если делаешь что-то своё, да ещё и кому-то нужное, необходимое, ты живёшь. Только надо честно, искреннее это делать. Надеюсь, что это у меня пока получается…