В Галерее современного искусства побывал уже и стар и млад. «Дед! Ты - молодец!», написал в «Книге отзывов» второклассник Кирилл, внук автора. И специалисты не обделили выставку вниманием. Главный архитектор Музея-заповедника «Казанский кремль» Рустем Забиров оставил такую запись: «Большая подвижническая работа. Любуйтесь, люди! Много полезного я нашёл для себя в архитектурном плане». О том, как рождался этот проект, «АиФ-Казань» поговорил с автором.
Культурное пространство
- Это ведь второй ваш авторский проект, Андрей Вячеславович?
- Да. Первый назывался «Православные храмы-памятники Казанского края». Тогда состоялись четыре персональные фотовыставки, вышло два фотоальбома. Поддержку оказал и сейчас оказывает Госмузей ИЗО РТ. Я не профессиональный фотограф. Но в 2013 году, когда завершил работу над первым проектом, на ГТРК «Татарстан» был снят документальный фильм «Хранитель Казанского края». Я понял, что тема востребована, интересует людей. Поэтому взялся за проект «Архитектурное наследие Татарстана».
- В Казани старого города почти не осталось. А в деревнях и сёлах республики наследие сохранилось?
- Порой в разрушенном, порой в полуразрушенном виде, иногда – в рабочем состоянии, но ещё сохранились объекты фотосъёмки. Это старые дома купцов, помещиков, зажиточных крестьян, усадьбы, земские больницы, церковно-приходские школы, мечети и медресе. Многие объекты дореволюционной постройки сохранились чудом, являясь уникальными памятниками архитектуры. Они вызывают интерес современных градостроителей и зодчих. В некоторых строениях в годы советской власти размещались клубы, зернохранилища, гаражи и т. п. В других таких хозяев не было, никто не следил за сохранностью помещений. Но даже без крыш, даже в руинах здания сохранили благородные очертания, «изюминки» архитектурных решений, тонкую деревянную резьбу, напоминающую кружево. Словом, есть чем полюбоваться и что перенять. В моём архиве более тысячи фотоснимков, сделанных в 2000-2015 гг. Объездил 44 района республики, работая над проектами. В 2015 г. очередной документальный фильм «Архитектурное наследие Татарстана» был снят телевизионщиками. Однако я не гонюсь за славой.
- После того как вы завершили свой первый, «православный» проект, решили перейти к «мусульманскому»?
- Так и было. Подумал: если буду жив-здоров, то сфотографирую мечети и медресе, это будет моим подарком мусульманам. Татарстан - толерантная республика. А я как православный человек с уважением отношусь к религии многих моих друзей и знакомых. На сегодняшней выставке - фотографии более 90 сельских мечетей, а вообще – свыше 200 работ. Это то, что было построено до революции. Я счастливый человек! У меня нет ни дачи, ни сада-огорода. В свободное время езжу, куда хочу, для души. Когда в 2010 г. познакомился с директором Музея ИЗО, показав свои фотографии, Розалия Нургалеева предложила устроить выставку. А раньше показывал свои работы многим людям, и все говорили: ну и что? Мало ли кто куда ездит и фотографирует? Директор Музея ИЗО была единственной, кто меня поддержал.
Хроника перемещений
- Всё, что вы реализовали, за личный счёт?
- Ездить по РТ начал с 2000 года. Любая поездка стоила денег. Были – ездил, не было - нет. Машина старенькая. Объездил почти все районы республики. Наобум, конечно, не путешествовал, собирал научную информацию. В селе или деревне, если и живы старожилы, то помнят, в лучшем случае, что было в 30-е годы, но не осталось тех, кто помнит, что было в начале века. Жизнь быстротечна. Надо запечатлеть то, что имеется, поскольку потом будет не с кем пообщаться. В некоторых районах я объехал все деревни и села по историческим адресам архитектурных памятников, иначе не успокоился бы. А деревни и сёла не рядом, а на расстоянии, куда-то надо было идти пешком, оставив свою заглохнувшую машину. Я люблю фотографировать зимой. Это другая картина. Поэтому не раз попадал в переделки, застревая в снегу. Однажды в глухой местности по чистой случайности встретился водитель, который вытянул меня из оврага. А я уж тогда ни на что не надеялся. Просёлочные дороги зимой всегда немноголюдны. До сих пор ищу этого мужика, чтобы поблагодарить за спасение. Он даже имени не сказал.
Я не профессионал
- Сегодняшняя выставка снята на цифровой фотоаппарат? Или и с плёнкой работали?
- Начинал с плёнки. Поскольку фотографирую с 70-х годов. У меня и сейчас аппаратура скромная. Что есть, тем и снимаю. Не «мыльница», конечно, и не «Полароид». Я же не профессионал!
- Вы сказали, что православный. Это подвиг такой во имя Божие?
- В книгах, которые написал, я предпослал посвящение: памяти тех, кого нет рядом. Обе моих книги посвящены православным храмам нашего края. Сведения, конкретные адреса для съёмок, порой поступали от друзей и знакомых, читал Справочник Казанской епархии начала ХХ века, изучал литературу в Научной библиотеке КФУ. Всё, что я сфотографировал, имеет достоверную историю.
Возможно, это мне задание свыше. Я адресовал свою выставку всем. Здесь и печаль, и радость.
В одной заброшенной деревушке мне как-то встретились четыре старушки, а до ближайшего населённого пункта – далеко. Они просили восстановить храм. Не об автолавке с продуктами просили, не о лекарствах, не о помощи по хозяйству. Они о душе думали! Но чем я мог помочь? Не олигарх ведь и не спонсор. Когда их вспоминаю, сердце кровью обливается. Это же матери наши, им так мало надо! А все мы как-то забыли о том, что нельзя вечно куда-то и за чем-то бежать, зарабатывая деньги. Не это жизнь! А что останется после, кто вспомнит наше имя, что будет с нашей душой? Преуспевающие купцы, дворяне, заводчики, помещики в прежние времена строили храмы, мечети, медресе, церковно-приходские школы, занимались благотворительностью, чтобы оставить о себе память. Они не дураки были, беспокоились о душе. О ней не задумываются современные бизнесмены и богачи. Я свой долг на земле стараюсь выполнить.
От редакции. Выставка работает до 15 января в Галерее современного искусства на ул.
К. Маркса, 57.