Примерное время чтения: 6 минут
1080

«Ренессанс» души. Как музыканты возрождают интерес к духовной музыке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Татарстан 08/09/2015
Фото из личного архива. / АиФ-Казань

 Об истории, успехах, проблемах - дирижёр и художественный руководитель «Ренессанса» Анастасия Илюшкина. 

На одном языке

- Посольство Южной Кореи выражает вам восхищение за выступление, наместник Александро-Невской лавры благодарит за участие в концерте, посвящённом детям, погибшим в Беслане, отмечая, что при звуках вашей музыки встал весь зал… Эти и многие другие благодарственные письма впечатляют. Как начинался «Ренессанс»?

Анастасия Илюшкина Фото из личного архива.

- Мы, выпускники Казанской консерватории, в 2003 г. подхватили эстафету оркестра, которым руководил мой педагог Рудольф Бренинг. В Доме учёных люди разных профессий, влюблённые в музыку, устраивали концерты, привлекавшие интеллигенцию города. Формально - самодеятельность. На деле - высочайший профессионализм. Когда маэстро перенёс инсульт, мы решили продолжить традицию. 

Р. Бренинг подарил мне свою дирижёрскую палочку, благословил. Но из Дома учёных нас попросили на выход. Приют нашли в Немецком доме, в кирхе. Там были рады, сказав, что давно мечтали иметь оркестр. Бренинг, российский немец, в своё время тоже там выступал. Начали с квартета, сейчас наш постоянный состав - 16 музыкантов, в основном струнные инструменты. При необходимости приглашаем духовиков и клавишников: орган, клавесин. Ректор Казанской консерватории, органист, профессор Рубин Абдуллин не обделяет нас своим вниманием, помогает. 

- Вы исполняете только западноевропейскую классику?

- В первую очередь Баха и Генделя. Это основоположники духовной музыки. Однако на Универсиаде в Южной Корее исполняли и Чайковского, и татарских композиторов. Произведения Р. Яхина так понравились корейцам, что они даже ноты попросили. Музыка - интернациональный язык, не требует перевода. В Ю. Корею нас пригласил маэстро Но Тай Чол, дирижёр Сеульского симфонического оркестра. Он является также главным приглашённым дирижёром оперного театра в Улан-Удэ. Маэстро делает всё, чтобы Россия и Корея стали ближе, его авторитет в стране высок. 

- А в каких странах вы ещё выступали?

- Во Франции, Швейцарии, Монако, Италии. Приглашают филармонии, творческие союзы… В прошлом году выступали в Польше, во Вроцлаве, в знаменитом старинном зале. Там, как и в казанской кирхе, духовная музыка звучит по-особенному. Исполняли Баха, Чайковского и как дань уважения произведение Р. Бренинга для струнных «На окраине Казани». Планируем поехать в Будапешт, в ноябре - в Москву. Мы концертировали и во многих городах России. Гастроли у нас ежегодно, все выступления некоммерческие. 

Конь и трепетная лань

- Но ведь музыканты «Ренессанса» имеют по второму образованию и другую работу, которая кормит. Как удаётся всё совмещать?

- Приспосабливаемся к отпускам, к майским праздникам, к выходным дням… Это трудно. Но каждая из нас не мыслит жизни без музыки. Ведь мы учились с детства. В музыкальной школе, в училище, в консерватории. Музыка не отпускает! Даже те из нас, кто заводит семью, на время уходит из оркестра, возвращаются! А некоторые мужья сопровождают на гастролях своих жён, понимая, что это - их жизнь.

Ну а детишки буквально растут на репетициях и концертах, сызмальства приобщаясь к музыке. В «Ренессансе» есть и экономисты, и психологи, и менеджеры, и учителя музыкальных школ, и даже инженер по противопожарной и охранной сигнализации. Моя сестра - Полина художник, играет в оркестре. И все мы не на плохом счету на работе, которая кормит. Лично я - юрисконсульт. 

- Ледяные дефиниции юрис­пруденции повергают в ужас творческую личность. Это вещи несовместимые?

- Хороший музыкант, как и хороший юрист, имеет право на свою точку зрения, аранжировку и трактовку в рамках строгих правил и законов. Гендель тоже был юристом. Он писал, что ему было бы досадно, если бы его музыка доставляла только удовольствие, поскольку его цель - сделать людей лучше. Мы тоже стараемся. 

- Не кажется ли вам, что в Казани и так много оркестров?

- И это хорошо! Музыкальная культура отражает духовную сущность города. Нам приятно, когда за рубежом и в стране говорят, что знают Казань не только как спортивный центр. Слава города светит всем, как солнце. 

- Вы с 2004 года проводите детские музыкальные фестивали. Зачем?

- Да, они называются «В мире музыки и сказки». Юные музыканты и вокалисты получают возможность попробовать себя и сольно, и с оркестром. Для детворы это очень важно! Находим спонсоров, какие-то призы. Это проблемно, но детей надо воодушевлять. Кирху, где выступает «Ренессанс», многие казанцы стали воспринимать как одну из концертных площадок. Абонементы на концерты мы просто дарим.

- Молодёжь привлекают нынче иные ритмы…

- Классика достигает слуха. Она музыкальный родник. И в джазе, и в современных ритмах - её отзвуки. Поэтому казанская молодёжь приходит на наши выступления. 

- А есть у вас мечты?

- Де-юре у «Ренессанса» нет профессионального статуса. Нам требуется поддержка, допустим, в виде гранта. Подчинённость не имеет значения, мы готовы работать под любым крылом, полностью посвятить себя музыке. Ведь мы уже доказали и свою востребованность, и свой профессионализм, представляя Казань в стране и за рубежом. Мы любим свой город и республику. Чуть-чуть любви и понимания с другой стороны необходимо, чтобы «Ренессанс» и дальше приносил радость людям, делал их лучше. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах