«Искусство - то, чего нельзя повторить», - говорит Вадим Эйленкриг. Знаменитый музыкант учил играть на трубе основателя группы «Pink Floyd» Роджера Уотерсат.
«Инь» и «янь»
АиФ-Казань: Вадим, секс-символ российского джаза, как вас нарекли, коммерческий брэнд или вы действительно мачо?
- Слоган придуман пиар-директором компании «Butman music». Слова не мои, музыка не народная. Я абсолютно лишён всякого нарциссизма. Но есть «инь» и «янь», мужское и женское. Красота мужчины - сила, черты характера, облик. Важна динамика, в статике нет красоты. Как человек ходит, смотрит, улыбается, как подносит вилку ко рту - всё важно. А уж если рот открыл – диагноз готов. Не мне судить, соответствую ли высоким требованиям секс-символа. На сегодня доволен тем путём, который прошёл, и тем результатом, к которому пришёл. Мы от предков получаем гены. Но остальное сами в себе формируем.
- Чехов и Толстой в молодости обладали довольно заурядной внешностью. Богатая духовная жизнь облагородила их облик…
- Вот именно! С возрастом человек выглядит так, как заслужил своей жизнью. То, что прожито, на лице. Я живу в гармонии с собой. Если в 15 лет пошёл в спортзал, будучи недовольным своей внешностью, то сейчас как минимум уживаюсь с ней. До сих пор имею хобби: “качаю” железо.
- На ваших впечатляющих бицепсах – тату. Рокерский стиль?
- Татуировку я сделал в сознательном возрасте, хорошо подумав. Просто в какой-то момент почувствовал, что она уже есть. И проявился.
Кошерные верблюды
- С какой программой вы в Казани?
- Долго думали, что представить на фестивале еврейской музыки. К ней нельзя подходить как к местечковой мелодике. Еврейская культура дала миру огромное количество великих исполнителей, композиторов, писателей, поэтов, художников, их творчество стало достоянием цивилизации. Поэтому наш джаз – с элементами национальной музыки. Тот же «Караван» Дюка Эллингтона мы играем так, что слушатели понимают: по пустыне бредут кошерные, а не какие-то другие верблюды (смеётся). В Казани мы исполняем лучшее, на что способны.
- Что для вас интереснее: сцена или ТВ?
- Однозначно сцена. Тут есть обратная связь с залом, а на ТВ перед тобой только глазок телекамеры, который не выражает никаких эмоций. Это всё-таки не моё. Я даже не смотрел несколько программ шоу «Большой джаз» на канале «Культура», где выступал как телеведущий. А записи своих концертов смотрю «от» и «до», чтобы исправить недочёты. Есть много примеров, когда люди, утратив самокритичность, просто с ума сходят от своей значимости, считая всё, что делают, совершенством. Отсутствие здоровой конкуренции опасно не только для экономики или бизнеса.
Играй, музыкант!
- Вы музицируете только на трубе?
- Начинал как пианист. Но папа был саксофонистом. Есть родственные духовые инструменты: флигель-горн, например. На них тоже играю. Чтобы освоить трубу, в период обучения надо было заниматься по 5-6 часов, а сейчас 3-4 часа ежедневно. Достойно играть на клавишных или струнных - требуется время, которого нет. Никого из коллег не хочу обидеть, но считаю, что если кто-то играет на многих инструментах, то хорошо он ни на одном не играет.
- А что за история была у вас с Роджером Уотерсом, основателем «Pink Floyd», которому вы дали урок?
- Он привёз своё шоу «Стена» в СК «Олимпийский». В одной композиции было короткое соло трубы, и он попросил найти в Москве педагога, потому что ради нескольких нот не привёз с собой духовика. Захотел сам исполнить. Однако духовые – очень сложные инструменты, и если человек никогда не играл, справиться трудно. Дыхание - дело десятое, но Роджер Уотерс даже не знал, как правильно «собрать губы». Мы встретились, и я показал. Он действительно гениальный музыкант, за две недели я бы научил его большему. Мне было тогда лет 30, ему гораздо больше. Есть даже фото в сети, где я даю этот урок.
- Он стал, конечно, вашей фишкой?
- Я не сильно ссылаюсь на этот эпизод в своей биографии, хотя он интересный. Мне просто выпал счастливый случай пообщаться с таким музыкантом на профессиональной почве.
- «Сегодня он играет джаз, завтра - Родину продаст»…Помните классику советских времён?
Ну ещё бы! Сегодня джаз востребован. Осенью мы играем через день, и не только в России. После Казани - Москва, затем - Черногория, потом - Нью-Йорк. Основной репертуар мы не меняем к каждому сезону, но всегда добавляем что-то новое. Композиции обычно выбираю сам. Это как любимый человек в жизни…Готовы мы к этому или нет, но он появляется, и мы ни на что повлиять уже не можем, раз заговорило сердце. У меня всего две сольных пластинки, хотя в разных записях участвовал несметное количество раз. Думаю, что пришла пора писать третий «сольник». Пока только думаю. Ведь надо не только что-то создать, породить, но и обрести драйв, необходимый для такой работы, найти время, а с этим всегда непросто. Музыкант - не меломан. Музыка для него – послание к слушателю. И оно должно быть интересным, информативным.
- Джазовые стандарты мы слышим часто, но почему так редко исполняют авангард?
- Вот уж где больше всего непонятных моментов. Не так давно в Москве был международный джазовый фестиваль авангарда. Честно скажу, лично я отметил там исполнение только одного пианиста. Всё остальное - на уровне чистого самовыражения, я не стану (смеётся) употреблять слова «халтура».
- В Казани джаз исполняют в усадьбе Сандецкого. Вы участвовали?
- Я слышал об этой традиции, но ещё ни разу не выступал. Если пригласят, отчего не выступить? Я люблю Казань, много раз бывал здесь. Выступал с Даниилом Крамером, выступал на гала-концерте Нуриевского фестиваля в оперном театре в 2011г., если не изменяет память. Это одно из любимейших моих выступлений! Публика была не джазовой, а балетной. Наше выступление было сюрпризом, подарком. Но мы начали играть, и из зала так и пошла на нас позитивная энергетика. Словно колонки поднесли к микрофону, и всё начало заводиться. Даже не помню, что мы тогда играли, но было здорово. Казань сейчас - абсолютно столичный город. Чисто, красиво, приветливо. А какие девушки! Люблю и татарскую кухню, особенно сладости, маленькие пельмешки. Это что-то потрясающее!
- Перед нашей встречей вы побывали в министерстве культуры РТ. Зачем приглашали?
- Намечаются новые масштабные культурные проекты. Но (после долго раздумья) разглашать детали пока не могу. Скажу так: я ознакомился с предложениями по нашему участию и сразу согласился. Следите за новостями, речь идёт о ближайшем будущем.
- Ваша труба - дорогой инструмент?
- По стоимости на уровне иномарки. Её по моему заказу сделали вручную в США, в элитной мастерской, где производят штучные инструменты. Мне странно, когда некоторые коллеги покупают дорогие авто, говоря, что на инструмент денег нет. У них что-то не в порядке с приоритетами.