«Режиссер — это точка пересечения поэтической идеи и искусства актера, то есть автора и актёров. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального пространства», писал Георгий Товстоногов. Беседа с таким человеком, творцом театрального пространства, и предстояла мне в Театре на Булаке. Каково это, творить театральное пространство, и что нового ждать от его творцов? На эти вопросы ответил главный режиссер Театра на Булаке, заслуженный работник культуры РФ, педагог Казанского театрального училища Рустам Фаткуллин.
В его творческой карьере было немало экспериментов. Он был актером, пробовал себя в разных жанрах. Позже стал режиссером Театра на Булаке. Здесь он ставит и комедии, и драмы, пластические и музыкальные импровизации, перформансы.
- Рустам Мулланурович, вы были актером, почему выбрали новое амплуа? Каково оказаться по «ту сторону»?
- Первое знакомство с театром состоялось в девятом классе. Участие в спектаклях Народного театра и первое знакомство с драматургией Чехова, Светлова, Катаева, Вампилова. Погружение в режиссерскую профессию началось с Казанского государственного института культуры. Потом окончил аспирантуру в Щукинском училище, а после - высшие режиссерские курсы в ГИТИСе у профессора, народного артиста СССР, главного режиссера театра им. Н. В. Гоголя Бориса Голубовского
Для меня режиссура – это логическое продолжение и дополнение себя. Она занимает всю мою жизнь. Независимо от своего желания, реальность и воображение сложно разделить. Я человек одержимый, увлеченный и страстный, и, надо признаться, людям рядом со мной бывает иногда непросто.
- Театр на Булаке считается молодежным. Чем вас привлекла работа в нем.
- Театр на Булаке – это совершенно не обычный, не стандартный современный театр, приближенный к европейскому формату. Когда он основывался, в первую очередь нам хотелось работать с молодыми людьми, потому что нам важны их творческие порывы и стремления. И базовой творческой основой реализации наших идей стал мой выпускной курс Казанского театрального училища. Ребятам тогда было по 17-18 лет. Энергии хоть отбавляй! Вгрызались в материал, в процесс работы. Этюды, импровизации, отрывки, спектакли… Сами делали декорации, реконструировали сцену, перекраивали одежду для спектакля, фонтанировали новыми идеями. Все делали своими руками! Вот это и привлекло меня: идейность, реактивность, оригинальное мышление и теплое семейное отношение.
- Казанская театральная публика довольно консервативна. Готова ли публика к новаторстсву?
- У меня другое мнение о нашей публике, которая каждый раз делится своими впечатлениями о просмотренном спектакле. Многие наши зрители отмечают профессионализм и искренность актеров, отсутствие пафоса, искрометность юмора и безудержную энергетику!
- Это юмор - импровизация актеров или так было запланировано заранее?
- Актёрская импровизация — игра актёра по созданию сценического образа, действия и создания собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. Актеры театра на Булаке (в ту пору, когда они были еще студентами ) на моих занятиях, часто делали упражнения на «чувство импровизации», хотя это было не самоцелью. Целью было сделать постановку более яркой, своеобразной, каждый раз по-новому звучащей. Конечно, в трагических и драматических жанрах придерживаемся жесткой текстовой структуры.
- Есть какие-то критерии недопустимого на сцене? У вас есть очень откровенные, я бы даже сказала, «провокационные» спектакли такие как «Примадонны», «Golden boys». Насколько сложно в них было не переступать грань между откровенностью и пошлостью?
- Провокация - вызывание активности для соучастия. Провокация не ради провокации, а ради погружения зрителя в атмосферу происходящего действия. Провокация зрителя, стремление сделать его активным действующим лицом, ансамбль актеров и зрителей - это важный компонент театрального действа. Только важно соблюсти баланс. У нас нет пошлости, ненормативной лексики. Театр-дом, театр-семья - эти понятия определяют основную нашу концепцию. Мы стараемся, удержавшись от пошлости и грубой иллюстрации, доносить до зрителя замысел автора, соотнеся его сюжет с современностью.
- Ваш спектакль «Зима» по произведению Гришковца идет в Театре давно. В чем секрет его популярности.
- Во–первых, текст автора очень жизненный, слезы умиления соседствуют со взрывом смеха, наивное остроумие - с трагедией, а актерское погружение наших актеров неизменно находит теплый отклик в сердцах зрителей. Во-вторых, со спектаклем «Зима» театр побывал на фестивале «Белые ночи в Перми», где заслужил самую высокую оценку зрителей и театральных профессионалов. Все свои юбилеи театр отмечает именно этим спектаклем, который является его визитной карточкой.
- Что хочется и очень хочется поставить?
- Наконец-то мы решились взяться острохарактерную музыкальную комедию, чтобы открыть еще одну нишу актерских дарований - характерный и эксцентрический вокал в мюзикле. А на экспериментальной сцене будем ставить спектакли по произведениям русской и зарубежной классики в оригинальном прочтении. Главное – это зажигать, вдохновлять и чувствовать зрителя. Вот, пожалуй, что важно. И дело не в скандале и не в провокациях.