В нормальном режиме
- Туфан, в прессе появилось интервью о том, что под вашим руководством русский репертуарный детский театр якобы превращается в экспериментально-лабораторный центр… Какая сейчас в ТЮЗе ситуация?
- Ситуация рабочая. Когда приходит новый главный режиссёр, это не может не сказаться на политике театра. Но я пришёл на подготовленную почву - поставил в Казани «Любовь людей», знал труппу. Актёры, работавшие со мной над этим спектаклем, остались довольны. Они и пригласили меня в ТЮЗ.
Если кому-то кажется, что направление театра кардинально поменялось, и мы занимаемся только лабораторией, это ошибочно. Как только я пришёл, мы начали репетировать «Самоубийцу» Эрдмана. Репетировали примерно месяц. Потом я уехал в Новосибирск, где работал над «Мамашей Кураж».
Режиссёр планирует своё театральное расписание на 2-3 года вперёд, и у меня есть договоры, нарушать которые я, к сожалению, не могу. Когда я уехал, мне сообщили, что люди, недовольные моей политикой, пошли в министерство, письма пишут. Это было совершенно неожиданно и непонятно. Без экспериментов театр, конечно, не живёт. Но Эрдман - классика российской драматургии. Разве спектакль по его пьесе - экспериментальная постановка?
У нас в планах «Маленький принц» Экзюпери, «Страх и нищета в Третьей империи» Брехта, «Визит старой Дамы» Дюрренматта. С такими проектами, в основном репертуарного плана, я пришёл сюда. Они рассчитаны на возрастную аудиторию от нуля до бесконечности.
- Ваша постановка «Война глазами детей» к 70-летию Победы понравилась и детям, и взрослым.
- Это спектакль на основе документальных воспоминаний. На идею выделили деньги минкультуры РТ, фонд Г. Бёлля с немецкой стороны, а также одна из коммерческих компаний.
Не скажу, что «Война глазами детей» - эксперимент. Эксперимент рассчитан на то, что его показали один раз, оценили и благополучно забыли. А в нашем театре эта постановка прошла 11 раз за 9 дней. В октябре мы восстановим спектакль и будем играть его дальше. Важно и то, что такие проекты позволяют театру жить и работать в нормальном режиме. Ведь в этом году мы не получили ни копейки на постановочные расходы.
Не борьба, а творчество
- Когда заработает малая сцена?
- Вы собирались осваивать мировое пространство.
- Освоение уже началось. В июне швейцарские и русские режиссёры создали с нашими актёрами эскизы спектаклей в рамках лаборатории «Город АРТ-подготовка». Сейчас идут переговоры с институтом Гёте, возможно, к нам приедет немецкий режиссёр.
Мы выиграли грант фонда Михаила Прохорова на постановку о Ван Гоге. Это интернациональный проект, в котором участвует художник из Франции, московский хореограф из театра Васильева. Мы решили сделать лого-пластический спектакль. Там будут тексты переписки Ван Гога с братом Тео, танец в японском стиле буто… В общем, кто-то пишет письма, а кто-то пытается работать.
Остановить время
- Каких авторов вы считаете наиболее актуальными?
- Брехта и Горького – многие театры ставят именно их пьесы. Думаю, не зря. Сейчас в центре внимания – социум, его влияние на человека, на семью, а не какие-то вечные эмоции и мысли. Брехт и Горький анализировали то, как кризис разрушает семейные отношения, самого человека. Хотя человек как таковой сегодня уже не интересен. Многие наши современники живут в виртуальном мире. Эмоции там превращаются в какой-то знак, в смайлик, например. Мы обозначаем результат, хотя самого процесса не было. Не проживаем эту эмоцию.
- Можно противостоять разрушению человека?
- Брехт и Горький своими пьесами пытались противостоять – системе, информационному полю, которое окружает человека, - возможностью иметь своё мнение, сохранить своё «я». Сейчас время больших скоростей. Только что прочитанная новость через минуту может измениться кардинально. И ты даже не успеваешь сформировать о ней своё мнение. Поток бурлит, и нет момента для остановки, созерцания… Куда этот мир бежит, куда я бегу с этим миром? Театр – на мой взгляд, и есть попытка остановить время на какое-то мгновение.