В итоге от предложения стать главным режиссёром старейшего театра в Поволжье Славутский отказался.
Через полгода оно поступило вновь. «Я подумал: «Ну, поработаю год-два, дальше будет видно…» А потом Казань стала преображаться, начался мощный строительный бум, подготовка к 1000-летию… Я почувствовал, что люди действительно заботятся о своём городе».
Попытки искусства
- Александр Яковлевич, этот год для вас особенный: Качаловский отметил своё 220-летие, вы - 18-летие работы в Казани. Изменилось ли ваше представление о миссии театра?
- Я считал и считаю: задача театрального искусства – приносить радость человеку, дать каплю надежды, добра. В сегодняшнем прагматичном мире мы должны думать о человеке. Сейчас считается, что показывать что-то положительное плохо, обязательно должен быть негатив, убийства, коррупция, воровство. В ток-шоу выступают педофилы, проститутки, олигофрены или посредственная артистка женит всех… Есть, правда, и серьёзные попытки искусства.
Отрицательный пример, конечно же, воспитывает, проблемы надо искоренять, но начинать надо всё-таки с души человека.
Я далёк от идеи, которую пропагандирует один из героев Горького «Навеять человечеству сон золотой», успокаивать никого не хочу. Но мы должны вместе со зрителём сопереживать, радоваться, страдать, чтобы человек понял: он не одинок в этом мире. Протянуть ему руку, когда он прыгает через большую яму, помочь остаться человеком и двигаться вперёд.
Власть не дура
- К 220-летию театр получил от правительства республики сертификат на 100 млн. руб. Но для завершения реконструкции здания театра нужно почти 600 млн. Как власть относится к театру?
- В России любят убогих, им всегда помогают: Я считаю, помогать надо как раз тем, кто хорошо работает. И в нашем регионе понимают это. Конечно, нужны законы, которые гарантировали бы положение театра в стране. На недавнем съезде Союза театральных деятелей России было много разговоров на эту тему. Я постарался развеять иллюзии коллег: не будет столько законов в адрес театра и столько законодателей, которые поймут, что талант артиста – особый дар. Надо уметь вести диалог с властью так, чтобы она тебя уважала и понимала.
Власть ведь не дура. Я ещё не видел ни одного такого человека во власти, который бы сказал: «Пусть будет побездарнее режиссёр, но зато он лучше других стоит на цыпочках!». Меня оценивают не по тому, сколько получил наград, сколько постов занимаю, а по тому, как веду свой корабль – театр, половина труппы которого – мои ученики.
Так сложилось, что Минтимер Шарипович с большим интересом относился к искусству. Рустам Нургалиевич – больше прагматик, человек дела, у него есть понимание людей, которые сами создают и созидают.
Нам власти республики дали грант, благодаря которому мы выпустили два актёрских курса совместно с Российской академией театрального искусства. Сейчас половина труппы Качаловского имеет дипломы московского вуза.
Если говорить о зарплатах актёров, то, конечно, есть регионы, где она выше, но и мы не в самом конце.
- Ещё в прошлом году, перед муниципальными выборами вам рекомендовали вступить в «Единую Россию». Вступили?
- Я не в оппозиции к власти, но не готов суетитьсяи вступать в партии вот так просто, сразу…Я член Общественной палаты РТ, политсовета движения ТНВ.
Во многом разделяю позицию «ЕР», правда, есть ощущение, что сегодняшние партии какие-то ненастоящие. КПСС была основательнее. Как-то мне после спора с инструктором райкома дали выговор по партийной линии, это было больно, обидно. А сегодня человек спокойно переходит из одной партии в другую …
К тому же я не очень удобный человек: малоуправляемый, могу встать и что-то не то сказать…
Мюзиклы и «семейный подряд»
- Вы первым в Казани поставил на сцене драмтеатра мюзиклы, которые очень популярны у зрителей. А потом театр стали критиковать за то, что на сцене слишком много музыкальных спектаклей.
- Полностью музыкальных спектаклей – всего три. Но музыка, даже если её немного, в моих спектаклях всегда имеет колоссальное значение. Я не меломан, люблю музыку в приложении к моему конкретному делу. Это наиболее прямой путь к эмоции. Пока не услышу, как звучит спектакль, не могу его делать. Музыкальные спектакли развивают труппу, увеличивают зрительский интерес. К тому же наши мюзиклы сделаны на прекрасной литературе: «Роковые яйца» Булгакова, «Трёхгрошовая опера» Брехта, «Скрипач на крыше» по Шалом-Алейхему.
- А ещё вас критиковали за «семейный подряд»: жена и сын работают с вами в одном театре…
- У нас страна смешная. Когда папа, мама и сын – слесари, это считалось династией. А когда все в театре работают, это – по блату. Так пусть они выйдут на сцену вместо моего сына и попробуют понять, легко это или тяжело. Я более безжалостен и требователен именно к нему, а не к какому-то другому артисту. Своими близкими – женой и сыном – я могу только гордиться. Кстати, у нас в театре много семейных пар.
- В Казани сейчас появляются новые, молодёжные театры. Вы как к этому относитесь?
- Хорошо, что люди занимаются театром, бизнесмены идут им навстречу, предоставляют помещения. Но театр – это ведь не название и не помещение. Театр должен соответствовать определённым критериям: профессионализм, духовность, умение воплотить какие-то новые идеи… Одних только любительских спектаклей мало, чтобы стать театром. Но, безусловно, очень хорошо, что людей, увлечённых этим искусством, становится больше.
- Какие люди вам интересны?
- Которые ничего не играют – ни в жизни, ни в театре. Вообще театр – единственное место, где не надо играть. Вся театральная технология и педагогика строится на том, чтобы заставить человека быть самим собой в обстоятельствах роли, чтобы он органично в них существовал – как в жизни.
Досье
Александр Славутский родился в 1947 г. в Челябинске. Выпускник Щукинского училища. Народный артист РФ и РТ. С 1994 г. - главный режиссер, а с 2007 г. – худрук - директор театра им. В.И.Качалова. Лауреат Премии Правительства России им.Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства РФ (2010). Лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая (2000)
Женат, сын Илья Славутский - один из ведущих актеров театра им. Качалова.