Татарстан,6 декабря, АиФ-Казань. «В Кремле после церемонии на г р а ж д е н и я лауреатов Госпремии я спросил В.Путина, не обидела ли его моя фотография с казанского сабантуя. Та самая, где он выловил монетку из чашки, перемазавшись катыком. В.В. внимательно посмотрел на меня и ответил: «Если б не захотел, я бы этого не сделал!» И от меня отстали те, кто награждал упрёками за снимок, обошедший весь мир», - говорит известный фотограф, публицист, путе- шественник и автогонщик Михаил МЕДВЕДЕВ.
Михаил Медведев |
От Парижа до Пекина
- Вы, Михаил Михайлович, какой человек?
- Прямой, простой и, наверное, нахальный. Это не раз, начиная со студенчества, выручало. Друзья шутят, что у меня – энергия среднего танка. Применяю её в мирных целях.
- У Вознесенского есть стихи про червяка, чей путь – прямая, и про творца, который живёт по параболе. Как вам такое срав-нение?
- В молодости и там и сям себя пробовал. Учился на истфаке Ростовского пединститута, в музыкальном училище. Выгнали со второго курса под предлогом «сегодня он играет джаз, завтра – Родину продаст!» Выпало счастье поиграть даже в знаменитом джазовом оркестре А. Кролла. Окончил режиссёрский факультет Московского института культуры. А когда работал на Ростовской киностудии, получил приглашение возглавить кинофотослужбу КАМАЗа. Что и произошло в 1974 году.
- Грязь по уши на необозримых стройплощадках, неустроенный быт, журналистская работа по 24 часа в сутки… Вы тоже «месились» в этом котле?
- Зато - невероятные патриотизм и энтузиазм! За сутки могли несколько раз уволить и столько же раз - поблагодарить. Я был участником пуска всех заводов, торжества на Красной площади в Москве, куда пришла первая колонна грузовиков. С 1974 по 86-й год вся история КАМАЗа – на моих снимках. Они публиковались в республике, стране и за рубежом. В Челны тогда приезжали члены Политбюро, ЦК КПСС, кандидаты в Президенты США, крупные фирмачи – все прошли через мой объектив. В 1986-м стал фотокором ТАСС по Татарстану. И тут пошло всё - от навоза до балета. Нормальная работа!
- Как попали в команду КАМАЗ-Мастер?
- Я профессионально занимался мотоспортом и брал призовые места на всесоюзных соревнованиях. Был уже «тассовцем», когда команде потребовался разбирающийся в автоделе журналист и фотограф. Я участвовал в 42 автогонках. 11 из них - Париж - Дакар. Та же трасса, скорости на «пресс-автомобиле». А когда гонщики отдыхали, я готовил и пересылал отснятый материал на родину. Круглосуточная работа – либо тяжёлая, жуткая пахота, либо щенячий восторг, и всё в кайф! Иначе нечего там делать. Гонка Париж – Москва - Пекин впервые прошла в 1991 году. Тогда ещё «цифры» не было. Так что крутиться приходилось будь здоров! Были и слёзы, и пот, и хроническая усталость. Но если привёз своё тело домой – уже хорошо. Однажды даже публикация была: «КАМАЗ-мастер» чуть не лишился своего талисмана», а талисманом называли меня. Чуть не погиб! В Сахаре был трамплин, где все машины высоко подпрыгивали и летели в сторону. Наш грузовик летел прямо на меня, но я успел заснять его 5 (!) раз снизу и откатился. Ребята закричали: «Михалыча убили!» Мой любимый афоризм – «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет!»
- Вы работали на КАМАЗе в период его славы. Не больно видеть иные времена?
- Был момент, когда казалось, что всё рушится. Сейчас, не сглазить бы, ситуация нормализуется. Недавно ребята гнали машины в Гавр, откуда те пойдут в Южную Америку, на очередную гонку. Мы встретились, пообщались. Езжу на все их мероприятия в Челны. Такой кусок жизни не может пройти бесследно. Ведь более 10 раз Новый год я встречал не дома, а то во Франции, то в Бельгии, то в Африке… И хотя больше двух недель не могу находиться в иноязычной среде. Это простое желание жить дома, где я родился, влюбился, женился, где покоятся мои близкие.
- Нет ностальгии по прошлому, живя в настоящем?
- Противно, что воруют по-чёрному, один за другим - коррупционные скандалы без видимых выводов. Но ностальгия – не моё. Надо трезво понимать, где и когда живёшь, с кем общаешься, что реально можешь сделать как для себя, так и для страны.
Жизненный оазис
- Вы остановились на фотографии после музыки, кино, ТВ, литературы… Почему?
- Здесь всё рождается в моей голове и ни от кого не зависит. Фотожурналист работает в режиме онлайн, добравшись до места события. А туда не так- то просто иногда добраться. Мне интересно всё. Но в первую очередь – репортаж. Фото - ограниченное пространство, нужен такой «кусок», который несёт смысловую нагрузку. Если репортаж, то должны быть личность, событие, неординарная ситуация.
- Например, В. Путин с лицом в катыке?
- Неважно кто! Майкл Джексон, которого я снял в Эмиратах на финише автогонки на Кубок мира, или слесарь, токарь, пекарь Вася Пупкин. Важна ситуация. Это может быть только один кадр. Но сделать его – высший пилотаж в моей профессии!
- Есть человек, перед которым вы в неоплатном долгу?
- Марина, моя жена. Несколько лет назад она погибла в автокатастрофе. Я обязан ей всем.
- В жизни каждого - свой горизонт, свой финиш. Ведут к ним разные пути. Можно обойтись без виражей и трамплинов?
- Многое, если не всё, зависит от старта, от окружения. И, в первую очередь, от тебя самого, от цели, которую перед собой ставишь. Тот, кто тихонечко живёт, настоящего дела не сделает. Не потому, что не хочет, а потому, что не сможет, ведь целью было достижение маленького житейского оазиса. А горизонт – бескраен!