«Езжу на общественном транспорте, автомобиля у меня нет, - разводит руками Нурлан. - Когда на улице мне улыбаются незнакомые люди, я просто радуюсь. Только в последнюю очередь приходит мысль, что меня кто-то узнал».
«Сказания о Йусуфе», спектакля, за который Нурлан получил Госпремию РФ, в этом году в афише нет. На XXVIII фестивале он танцует в «Carmina burana», «Золотой орде», «Баядерке», в Гала-концерте.
«Если говорить о любимом спектакле, то «Баядерка» стоит на первом месте, - говорит Нурлан. - всегда жду этот балет. Люблю в этом балете всё - прекрасную музыку, хореографию и конечно же, сам сюжет этой красивой, но печальной истории. В этом году Никию танцует прима Венской оперы Людмила Коновалова и мне очень интересно как она раскроется в этом спектакле».
Счастье и трагедия
- Ваш брамин в «Баядерке» удивил даже знаменитого критика Садовскую.
- Когда она увидела меня впервые в этом костюме и гриме, воскликнула: «Боже мой! Что на тебя надели?» (Смеётся). А после спектакля восторженно заявила: «Ты меня просто убил. Такого брамина я очень давно не видела».
Как любую партию, я пропускаю этот образ через себя. Придумываю историю жизни моего героя. Великий брамин – жрец, который посвятил себя богу, не имеет права жениться, любить. Всю жизнь он сдерживал свои страсти, желания. Но наступает момент, когда судьба его соблазняет. Он увидел красивую танцовщицу Никию и потерял себя. Ради любви готов оставить свой сан, стать обычным человеком. То, что брамин решается на этот шаг, - счастье и одновременно трагедия… Каждый раз, когда я исполняю эту партию во мне происходит что-то особенное. Всё тело наполняется пульсирующей энергией.
- Говорят, для маэстро Нуриева это было критерием хорошего выступления - пробежала ли «мурашка»…
- Я никогда не видел Рудольфа Нуриева. Приехал в Казань уже после того, как он дирижировал здесь, давал мастер-класс. Но вот совпадение - в моей жизни есть другие талантливые люди с такой фамилией.
Когда я готовился к своему творческому вечеру (в честь 20-летия творческой деятельности в октябре 2014 г. – Прим. авт.), не хватало современных номеров. И Вселенная подарила мне встречу с талантливыми молодыми хореографами Марселем и Марией Нуриевыми. Они поставили два номера для меня. А мой любимый номер «С.О.Н.» мы с солистами нашей труппы исполним на Гала-концерте Нуриевского.
- Вы работали с Плисецкой. Какой запомнили Майю Михайловну?
- В 2000 году я выступал с труппой Имперского русского балета под руководством Майи Михайловны и Гедеминаса Таранды в Израиле, Испании. Это был мой первый опыт работы вне татарского театра. Нужно было пройти отбор, показать свои вариации. Майя Михайловна приходила и на репетиции, и на показы, смотрела, делала замечания. Поговорив с Гедеминасом, она сказала: «Да, мы берём его».
Плисецкая была мегазвездой и одновременно простым, чутким человеком, излучавшим тепло. Не было случая, чтобы она разговаривала со мной пренебрежительно. Так же бережно Плисецкая относилась ко всем, была внимательна к каждой мелочи. Удивилась, когда увидела у меня сценический грим: «Разве такой грим ещё есть? Мальчик мой, ведь ты испортишь себе кожу! Весь мир уже перешёл на обычную женскую косметику».
Помню, однажды нужно было за короткий срок выучить очень сложный номер – тарантеллу. Уже пора на сцену выходить, а я понимаю, что этот танец у меня ещё «не в теле», что-то зажато, и не знаю, как это преодолеть… Прошёл первый концерт, второй. Потом Майя Михайловна подошла ко мне: «Ты очень стараешься, и от этого твои мышцы зажаты. Освободись. Получи удовольствие от этого номера, танцуй свободно, как бы в шутку, тем более что сама тема позволяет это сделать».
Формула добра
- Вы исполняете партии Великого брамина, пророка Йусуфа. Как относитесь к религии?
- Я верующий человек, но при этом мне ещё интересна эзотерика как способ познания своей души, моего предназначения и того, как привнести больше добра и позитива в жизнь.
Йусуф… С ним столько всего связано! Я очень долго шёл к этому образу. Репетировал и понимал, что получается не то… Но это нормально: мне никогда ничего не нравится в себе, я постоянно недоволен результатом.
Спектакль очень тяжёлый физически, я почти не ухожу за кулисы. Перед премьерой кто-то умудрился покрасить ступеньки, по которым я спускаюсь в колодец. А я абсолютно мокрый, голый, на мне только набедренная повязка. Когда меня бросили в колодец, где всё раскрашено, тело впитало краску. Потом туда пустили дым. Я понимаю, что теряю сознание. Так было несколько раз во время премьеры. Отнялись икры, я не знал, что делать. А потом в какой-то момент пришло откровение. Я должен был пройти через всё это. Чтобы получить хороший результат - надо его выстрадать. И так всю жизнь.
- Такой успешный человек, как вы, меньше всего должен задаваться вопросом своего предназначения.
- Я всегда об этом размышлял и прихожу к мнению, что до сих пор нахожусь в состоянии поиска своего пути. Что мне нужно, чтобы быть счастливым? Сейчас я нахожусь на пике творческой карьеры танцовщика. Но прекрасно понимаю, что скоро балетная сцена останется позади. И я постепенно готовлю себя морально, дабы чтобы это не стало для меня трагедией.
- Плисецкая танцевала почти 60 лет.
- Да, но она была балериной. Балерины могут танцевать хоть до 50 лет. Их носят на руках.
Секрет молодости
- После знакомства с Анной Павловой косметолог Надя Пайо разработала гимнастику для лица. Её удивила разница между молодым телом балерины и следами усталости на ее лице. Про вас так не скажешь.
- Я ничего не делаю со своим лицом. Стараюсь не приносить никому зла: ни людям, ни животным. Раньше очень боялся собак. Каких только советов не выслушал: не смотреть им в глаза, показать открытые руки. Потом понял, что животные, как и люди, становятся агрессивными, когда им не хватает внимания, тепла. Сейчас я поменял к ним своё отношение. Они также как и мы, люди, являются частью Вселенной, а надо стараться как-то жить в гармонии с окружающим миром.
- Любой творческий человек сталкивается с интригами. Вы тоже?
- Если ты на это реагируешь, значит, принял это на себя. Я стараюсь никак не реагировать. Если у кого-то есть обиды на меня и он хочет жить в этом состоянии – пусть живёт! У меня совершенно другой путь. Мне очень нравится изречение: "Как только человек испытывает боль, ему надо поискать в своем Сердце кого надо простить". Уж слишком много боли и страданий в наше время. Пора бы всем заглянуть в своё сердце.