Поэт Алексей Остудин рассказал «АиФ-Казань», почему он не любит слово «поэт» и кто такие хорошие люди.
Отодвинуть лишнее
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: - На Всероссийском турнире поэтов, который прошёл в июне в Москве, вы всего на один голос отстали от победительницы М. Ватутиной. Обидно?
- Нисколько! В качестве приза ей предложили книгу издать. А ко мне другие люди подошли, тоже предложили издать избранное. «Какой формат?» - спрашиваю. «Да какой соберёте».
- «Есть обывательское мнение, что поэзия - от комплексов, - сказал как-то Евгений Бунимович. - Но выходит на сцену Остудин, и понимаешь, что это не так». В чём секрет?
- Не готов унижаться, плакаться, денег просить. Если были нужны деньги, уезжал на Север шабашить… Хотя у нас в России сильных не любят - любят убогих, кого можно жалеть, чувствуя себя выше этого человека.
- Вы сильный, потому что не только поэт, но и бизнесмен?
- Я уже давно не бизнесмен. Два года, как закрыл свой бизнес. Сейчас есть помещение, которое сдаю в аренду - на это и живу, надо сказать, довольно скромно.
Слова «поэт» не люблю. Правильнее сказать - сочинитель. Сочинительство для меня - попытка снять с души какую-то тяжесть, лишнее от сердца отодвинуть - то, что мешает двигаться.
«Погиб поэт, невольник чести» - Лермонтов написал так о Пушкине в одическом стиле. Сами поэты себя так не называли. Было такое «сословие» - сочинители. Это потом большевики, чтобы читатель верил каждому печатному слову, чтобы вбить идеологию в головы, придумали всеобуч, подняли планку «сословного» признака - создали Союз писателей. Так они научили читать страну. Это не было зомбированием - то, что происходит сейчас на ТВ, гораздо хуже - все каналы твердят одно и то же.
- Но «поэт в России - больше, чем поэт». И сейчас?
- Поэт в России никогда не был больше, чем поэт. Это красивая фигура речи, хотя в 60-е казалось, что именно так и есть. На самом деле «оттепель» ощущалась в то время не только в СССР. Это был общемировой градус. «Битлз», Вудсток (знаменитый рок-фестиваль 1969 году в США. - Прим. авт.), «дети цветов» - движение хиппи в 60 - начале 70-х - Россию это тоже зацепило. Если бы не было XX съезда, стиляги всё равно бы появились. Такова была мировая тенденция. Не знаю, почему - может быть, солнечная активность сказалась...
- Как бы вы определили наше время? В 80 - 90-е у нас был публицистический бум: мы узнали массу скандальных фактов из жизни наших вождей, неизвестные подробности событий. Думаю, это был сознательный информационный удар по нашему обществу. Ведь раньше мы жили стереотипами «наша страна - самая лучшая, самая сильная в мире». А тут повалило… Пользы от всего этого было мало. Мы получили много клеветы, «пятую колонну», людей, которые не любят Россию. Поэтому и зарабатывают здесь пинка, чтобы потом их там приняли.
- Опять мы не туда попали. Такое ощущение, будто Россия шарит спросонья под кроватью и не может найти правильную домашнюю тапочку - правой ногой в левую попадает. Всё время не можем правильно надеть обувь. Или шнурков нет, или подмётка отваливается... Раньше верили, что догоним и перегоним, а сегодня получается - просто гоним и где-то не догоняем, наверное.
- Панацея - железная рука?
- А как сейчас убрать коррупцию, если не сталинскими методами? Хорошие люди для меня значит - честные. В советское время слово «честь» не было пустым звуком. А сегодня в порядке вещей дискуссии в СМИ: «Зачем брал взятки, воровал бы поменьше…» Что значит «зачем»? Разве взятки уже в порядке вещей? Сползло понимание того, что воровать вообще нельзя. Считается нормой, что чиновник ворует, но воровать должен в меру.
Тараканья возня
- Скоро объявят результаты Державинской премии по литературе. Многих возмутило, что в 2015 г. лауреатом стал татароязычный писатель Марсель Галиев.
- Жаль, что вокруг этой премии столько политики. Мне совершенно всё равно, кто её получит: татарин, еврей или узбек - лишь бы это был талантливый человек. Лишь бы премию дали за художественное слово. На мой взгляд, самый достойный автор, получивший «державинку», - замечательный казанский прозаик Айдар Сахибзадинов, лауреат 2012 года.
Я сам дважды выдвигался на эту премию - уговорили. Но снял свою кандидатуру - не хотел бороться с Рустемом Кутуем, сделавшим для меня много хорошего.
Тараканья возня вокруг всех этих премий меня смешит. Свою половину Горьковской премии - её разбили на двоих - я отдал директору музея им. Горького: «Чините крышу!»
Своя свобода
- Правда, что в Америке исполняют песни на ваши стихи?
- Это стихи «Благодать» и ещё некоторые. Виктор Столяров, автор песни на стихи Д. Самойлова «Когда мы были на войне», исполняет две песни на мои тексты. Несколько лет приглашает меня приехать на фестиваль в Америку.
- Не хотите там остаться?
- Мне много где удалось побывать: на Кубе, всю Европу объездил. Я слишком привязан к Казани, мне здесь очень комфортно жить. Это мой город. До сих пор общаюсь с друзьями юности - с которыми мы полвека вместе. Куда от них уедешь?
- «На свете счастья нет, но есть покой и воля», - писал Пушкин. Что для вас свобода?
- Понимание возможности выбора. Выбирать необязательно - важно знать, что это возможно в любой момент. Чувство свободы и есть счастье. Многие говорят, что не было свободы при Советской власти. Да была она всегда! Просто у европейцев другое понимание свободы. Там общество всегда двигалось по пути индивидуализма. У нас же по-другому всё устроено. Нельзя нас взять и сразу резко перевернуть на другой бок. Я, как русский человек, не понимаю этого.