Собственно, ничего особенного не произошло. Нет даже полной уверенности, стоит ли высказываться на тему весьма неприятную — целостности России, с которой очень легко соскользнуть на тему просто опасную — о национализме. И о том и о другом больше всего хочется промолчать, но в какой-то момент об этом все же придется говорить. Как определить, когда рано? Как не опоздать, когда уже ничего нельзя будет поправить?
Ничего особенного пока не произошло. Только вот пахнет как-то нехорошо. Слишком часто стали стали звучать голоса так называемых русских националистов и их весьма странные лозунги. Мне неприятен любой национализм, будь он кавказский или русский. Причем неприятен в равной степени, даже не могу для себя определить, какой более гнусен. Но зато я могу его вполне понять кавказский национализм. Он логичен и предсказуем. Приграничные народы, отдаленные от русской культуры, мягко говоря, недолюбливают своего старшего брата, и есть, наверное, за что. Вековая вражда никуда не девается, она переходит из поколения в поколение, она, если так можно выразиться, в какой-то степени определяет сущность гордого горца. Но мне совершенно непонятен русский национализм, призывающий отрезать Кавказ от остальной России и огородиться от него высоким забором с колючей проволокой.
Если бы они хотели отделиться (в чем сейчас есть большие сомнения), это было бы в рамках законов исторического развития. Маленький народ получает независимость от колонизаторов, чтобы дальше уже жить своей жизнью. Но когда большой народ по собственной воле отрывает от себя куски, завоеванные предками, только потому, что далее не может справиться с мелкими бандитами из своих окраин, — это уже выглядит глупой слабостью.
Даже если не принимать всерьез теорию большого заокеанского заговора. Даже если допустить такую мысль, что тем ребятам с капитолийского холма до нас нет никакого дела и им совершенно безразличны наши природные богатства, и у них нет никаких геополитических интересов вблизи границ России… Вот даже если бы все это и было так, все равно нельзя подумать, что американцам было бы неприятно, если бы Россия стала хоть немного меньше. Им очень было бы приятно! Им было бы так же приятно, как когда развалился СССР. Такова уж природа вещей, ничего не поделаешь: чем хуже твоему врагу, тем лучше тебе. И в этой связи можно вполне допустить, что лозунги русского националиста вызывает горячее одобрение товарищей из вашингтонского обкома.
Вообще стремление уменьшить территорию своей страны должно происходить либо от предателей отечества, либо же просто от дураков, не понимающих, что они творят. Мне сложно представить, что наши идейные бойцы со светлыми помыслами о русском единстве состоят на довольствии врага. Нет, наших настоящих предателей видно за версту. Всех этих американских выкормышей наберется десятка два. Они не опасны, народ их не любит и не понимает. Другое дело — вот эти славные русские витязи с понятными патриархальными чаяниями, желающие только добра. Вот кто близок к народу! Ну разве назовешь их предателями? Нет, это обыкновенные дураки.
Помните, с каким воодушевлением в 1990 году народ принял весть о декларации суверенитета РСФСР? Наконец-то у нас все «как у всех». Есть своя декларация о независимости и даже день ее празднования. А еще через полтора годика гикнулся «ненавистный совок», и мы стали совсем-совсем независимыми. Хватит кормить отсталые азиатские республики, хотим жить сами по себе! Позже, чуток протрезвев, стало многим ясно, что независимость мы получили от четверти собственных территорий. Стало как-то неловко. Праздник 12 июня был стыдливо переименован в День России, и даже отмечается он скромно, ради формальности, без особого пиетета. Потому как отмечать особо нечего.
Историки скажут, кто там руководил в те годы: предатели или просто дураки, допустившие падение величайшей страны в мире. Пока же этот вопрос как бы еще спорен. Оставим это. Былого не вернешь, по потерянной голове не плачут. Но вот что забавно: многие антисоветские лозунги тех лет отлично ложатся на нынешние, националистические. И там и тут во имя всеобщего блага предлагается отрезать от своей страны часть окраин. Только если раньше это была «отсталая Средняя Азия», то теперь Дагестан и вообще весь Северный Кавказ. Отрезать их как неблагополучные регионы, откуда идет терроризм, оргпреступность и вообще все плохое. Прекрасное решение проблем, проверенное временем! 20 лет не прошло, а уже опять метим в те же грабли.
А еще лет через двадцать следующему поколению спасителей Отечества придет в голову прекрасная мысль отрезать от себя Сибирь под предлогом того, что там все равно одни китайцы (разведутся к тому времени, будьте уверены) остались, и от них идут все беды. Да и татары с башкирами, портящими чистоту нации, пусть уходят с миром. И скукожится страна на радость национальным ревнителям, до великой Руси: от Твери до Рязани, от Воронежа до самого Новгорода. Вот тогда, точно, избавимся от всякой нерусской нечисти и вздохнем полной грудью. Уверен, никаких неприятных вопросов о территориальной целостности, незыблемости границ и прочей глупостей из-за океана не поступит. Напротив, весь цивилизованный мир с радостью признает независимость вновь образованных двух десятков стран, избавит нас от тоталитарного ядерного наследия и наконец-то примет нас в свой круг настоящих демократий.
Когда-то наша держава была представлена на трех континентах: в Европе, Азии и Америке. И это были не оторванные куски колоний, как у прочих империй, а вполне единая страна, притом все время растущая. Но 144 года назад с продажей Аляски рост прекратился, началось разбазаривание территорий в угоду тех или иных причин. С тех пор Россия только уменьшалась. Надо завязывать с этим делом, пока еще есть что удерживать, какими бы прекрасными намерениями это не было бы оправдано. Хватит уже.
https://farych.livejournal.com