Примерное время чтения: 6 минут
1167

Владимир Менделевич: Наше психическое здоровье внушает опасения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Татарстан 04/04/2012

Об этом и многом другом в беседе с обозревателем «АиФ Казань» - известный психиатр и психотерапевт, член Общественной палаты РТ Владимир Менделевич. 

Владимир Менделевич

 Триллер «Киллер»

- Cтрашилки об угрозе из космоса, вреде всех без исключения продуктов питания, о злобных происках тайного мирового правительства уже «достали». С ума сходим, Владимир Давыдович?

- Запугивают запуганных, ведь спрос на иррациональное рождает предложение. Казанские таблоиды пестрят рекламой колдунов и ясновидящих, а полиция в растерянности приглашает поработать следаками экстрасенсов. Детектор лжи воспринимается как реальность. Мы семимильными шагами идем в средневековье! Но ко мне на приём все же по-прежнему приходят люди с обычными человеческими проблемами - подозревающие «вторую половину» в измене, родители приводят детей, с которыми не могут найти общего языка, а дети жалуются на непонимание со стороны родителей. Разобщённость, одиночество, конфликты, стресс - сплошь и рядом.

- Допустим, на приём к вам пришла страна. Каков диагноз?

- Серьёзные исследования свидетельствуют: мы превратились в нацию параноиков. Налицо парадоксальное сочетание чувства собственной никчемности ущербности с идеями величия, угрюмости с бахвальством и «русскими понтами», подозрительности с ощущением уникальности. Кажется, что весь мир и все окружающие только и думают, как бы нас унизить, обидеть, ущемить. Но это бред! Люди вообще уже ни во что не верят, даже в себя. Вот и просят: «Закодируйте, а то что-нибудь натворю».

Парадокс, но неверие как-то уживается с избыточной доверчивостью. Родственники многих высокопоставленных персон ходят к гадалкам, бабкам-дедкам. В РТ немало примеров того, как псевдорелигиозные секты, основатели финансовых пирамид успешно дурачат людей. Всё это явления одного порядка: «обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад». В РФ – крайне высокий уровень психической нестабильности. Из-за чего мы лидируем в Европе по числу суицидов, особенно детских. У нас нечеловеческий уровнь агрессии - в 34 раза больше бытовых убийств с применением ножа, чем в Германии. Подливают масла в огонь всякого рода «Перехваты». Без сообщений о бытовых драмах и трагедиях в РТ программа — не программа. Что же удивляться, если в Казани растет число психологических центров. На отсутствие пациентов они не жалуются.

Известно, что, как правило, преступность связана с патологией характера, агрессия – с патологией психики. Константа психических расстройств неизменна со времён перестройки, когда наблюдалась эпидемия неврозов. Хотя сегодня люди в какой-то степени обрели стабильность и не страшаться завтрашнего дня, но это уже не светлая вера в лучшее будущее, а, скорее, ироничное осознание того, что «лишь бы не было хуже» - отличная новость. В провинции безысходность отчаяннее, чем, допустим, в Москве. Здесь и протестных акций меньше, и ярко выраженной оппозиции нет. То есть «выплеснуть» негатив и успокоиться негде и некуда.

- Но в провинции хотя бы Бог не подвергается осмеянию, панк-молебны в храмах невозможны…

- Возможно срабатывает присущий провинцианализм с его осуждением эпатажа? Но старые идеалы отринуты, новых - нет. Недоверие – важная сторона паранойи. А привести всё это может к авторитаризму в государственном масштабе. При подозрительном отношении к окружающему миру, «вселенском» страхе человеку хочется опереться на «отца», который решит все проблемы. Клановость присуща патриархальным образованиям, например, национальным - восточным по сути - республикам, а во главе клана должен стоять «отец», чей авторитет неоспорим.

- Таков наш национальный характер?

- Он остаётся пока, к сожалению, «совковым». У нас гулять, так гулять, стрелять, так стрелять. Декларируем высокую духовность, но при этом - огромное число брошенных или умерщвлённых детей, стариков, пренебрежение к культуре. Говорим «любовь до гроба», а в семьях - «сексизм», отношение к женщине потребительское. Твердим о дружбе народов, а - «понаехали тут». Утверждаем, что человек – высшая ценность, а наготове - бутылка из-под шампанского. Характер, скажем так, гротескно-брутальный.

- Ваш рецепт – демократия?

- Да. Когда сформируется дееспособное гражданское общество, которое поставит власть на контроль перед народом, тогда и можно будет констатировать улучшение состояния «по больнице». Как бы это ни было далеко от моей профессии, но возлагаю надежды и на многопартийность. Разнообразие важно и для психического здоровья. Нужны все спектры и ультранационалистические, которые, конечно, появятся в РТ и клоунски-пиратские. Народ - не дурак, разберётся. Как разобрался он в 90-е в Татарстане, решая, кто друг, а кто – нет.                                                                      

Досье
Владимир Менделевич родился в Казани в 1956 г. Окончил КГМИ. Профессор, зав. кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ, эксперт ВОЗ. Член Общественной палаты РТ. Автор более 550 научных трудов, 45 книг, изданных в РФ и за рубежом. Женат. Дочь, две внучки

- Российских демократов народ прозвал «демшиза». Митинговые истерики, ТВ-клоунада дают установку, что лучшее средство от головной боли – гильотина.

- Достойных уравновешенных лидеров живая политическая жизнь обязательно выдвинет. И в провинции тоже. Но нужно время. Поэтому лично я пока живу по принципу «малых дел». Как член Общественной палаты РТ стараюсь помогать всем, кому есть что сказать власти. Пусть даже крамольные мысли будут высказаны на заседании ОП, за «круглым столом», но это снизит напряженность в обществе. Как психотерапевт я знаю, как важно просто выслушать человека, чтобы уберечь его от необдуманных поступков. А человеку крайне важно высказаться и быть услышанным.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах