Естественно государство не намерено оплачивать настоящее искусство со всеми этими творческими поисками и неопределенным результатом… Платить будут строго за пропаганду! Так и сказано: оплатят производство картин соответствующих «стратегическим интересами государства». То есть все мы - россияне-налогоплательщики - скинемся деньгами, а нас за это научат любить родину.
Излишне говорить, что сейчас начнется грязный и шумный дележ этих денег и большая часть все равно так и или иначе достанется Михалкову, который накормит нас еще одной «цитаделью». Я просмотрела список тем, включенных в тендер, и поняла, что заранее могу предугадать, какие это будут фильмы.
Осторожно! Дальше будет несколько бредовых сюжетов, и мне лично никогда не хотелось бы увидеть фильмы, снятые по ним. Все персонажи вымышлены, совпадения случайны.
1. «Россия — многонациональная страна».
История про азиата, переехавшего в Москву, который однажды понял, как сильно он мешает остальным людям своим пятидневным намазом и обрядом жертвоприношения в Курбан-байрам и решил порвать с прошлым, отказавшись от исламских традиций и двух жен. Перерождение героя будет показано в его истовой борьбе против земляков, которые промышляли продажей наркотиков. Счастливый финал: азиат заговорил по-русски без акцента и стал посещать церковь по воскресеньям.
2. «История страны как духовный капитал будущего».
3. «Памятные даты: к 400-летию окончания Смуты; к 400-летию дома Романовых».
Время действия – начало 20 века. Рассказывается о благородном семействе офицера белой гвардии, который уже в третьем поколении служит государю-императору и отчаянно борется с врагами государства, которые хотят «землю – крестьянам», «фабрики – рабочим». На протяжении всего фильма герой яростно отстаивает идеи капитализма и собственным примером показывает нам, что плотно кушать и ходить в театр по выходным могут только те, кто знает французский и умеет играть на фортепьяно. Трагичный финал: благородный офицер гибнет от рук непросвещенного грубого работяги.
4. «Военная слава России: победы и победители».
5. «Люди долга: живая память войны в Афганистане».
6. «Народная война: малоизвестные, яркие и драматичные страницы истории Великой Отечественной».
Очередные саги про российских богатырей, вписанных в исторический контекст войны 1812 года, второй мировой или интернациональной войн – при этом характеры и суть личностей остаются теми же. Солдаты самоотверженно (обязательно пренебрегая личной свободой и благополучием своих родных) кладут жизни на благо идей, которых до конца не понимают, а то и не знают вовсе. Потому что кто ты такой, чтобы думать и размышлять. Трагичный финал: все умерли.
7. «Современные истории успеха. Сюжеты, способные вдохновить».
Первый вариант: История про предпринимателя (возможно, с военным прошлым - герой одной из чеченских кампаний), который день и ночь противостоит алчным акулам бизнеса, а те пытаются его погубить, нанимая киллеров. Но суть фильма даже не в этом! Честный бизнесмен бросает вызов наглым коррупционерам, вымогающим деньги уже приготовленные для передачи детскому приюту на новогодние подарки. Счастливый финал: о благородном предпринимателе узнают «на самом верху» и одним щелчком (то есть звонком) устраняют мелких продажных чиновников. Деньги отданы детям – все счастливы.
Второй вариант: Средней руки муниципальный служащий занимает принципиальную позицию в вопросе распределения земельных участков. Подлые буржуи, задумавшие построить в городе N очередной супермаркет, и денег ему сулят, и семью украсть угрожают. Но чиновник тверд: сказал, здесь будет приют для бездомных животных, значит, так тому и быть. Финал трагичный для чиновника – его увольняет продажный руководитель, вступив в сговор с буржуями, и счастливый для страны – неравнодушные граждане, которые давно мечтали о приюте и вообще за справедливость, поджигают строящийся супермаркет.
8. «Общество без границ: о жизни и подвиге самореализации людей с ограниченными возможностями».
Для съемок этой картины актеров вывезут в Европу, потому как снимать фильмы в пределах квартиры неудобно, да и немасштабно как-то. А на улицу не выйдешь, это же надо всю инфраструктуру строить: пандусы, лифты, съезды с тротуаров. В общем, фильм на эту тему получится печальным, и уж никак не заставит гордиться своей страной.
9. «Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором».
Читали статьи о том, как пытают людей на допросах и в колониях? Как фабрикуют дела, сажают невинных людей, подбрасывают наркотики? Забудьте это немедленно! Вы должны поверить, что в полиции есть порядочные люди. Вот просто должны и все. И даже если киногерой будет действовать не по закону, зато по справедливости. Счастливый финал: наши победили!
10. «Вечные ценности как основа национального культурного кода: семья, традиция, любовь и верность».
История про бизнес-леди, которая к 40 годам наконец-то понимает: смысл жизни не в том, что у нее налаженный бизнес и она обеспечивает работой и стабильной зарплатой около ста человек; не в постоянном саморазвитии и образовании. А в детях, которых у нее не было и теперь по медицинским показаниям быть не может. Женщина бросает свое предприятие и идет работать нянечкой в детский сад, чтобы хотя бы так успокоить свою душу и обрести поощряемый обществом социальный статус – бедной, стареющей и страдающей от жизненных невзгод женщины. Счастливый финал: на ней женится охранник детского сада, и они усыновляют сироту.
11. «Научная, изобретательская и производственная деятельность как общественное служение и путь к самореализации».
Рассказ о молодом человеке, который поступает на бюджетное отделение МГУ, но делает сознательный выбор в пользу того, чтобы остаться в Урюпинске и заменить стареющего отца у станка. Ведь, что его ждет в столице: скучная работа в офисе и зарплата с пятью нулями, а в Урюпинске – каждый день после рабочей смены ты видишь склад с готовой продукцией и понимаешь - в нем есть частичка твоей работы. Романтика! Счастливый финал: парень женится на девушке из Питера, которая, устав от клубов и безделья, решила переехать в глубинку.
12. «Новая жизнь классики: золотой век русской литературы в кино».
Сюжеты, написанные классиками русской литературы, испортить сложно, но возможно – ведь у нас есть Сергей Безруков! Не зря он уже примерил на себя Пушкина, Есенина, и в «Уланской балладе» блистал приклеенными усами и мундиром. Так что роли Дубровского и Андрея Болконского ему обеспечены. Счастливый финал: школьникам можно ничего не читать, все покажут в кинотеатре и по телевизору.
Кстати, если верить kinopoisk.ru за 5,3 млрд. рублей можно снять:
- «Титаник» (почти хватит),
- или две части «Матрицы»;
- дважды переснять всю трилогию «Утомленных солнцем»,
- или сделать пять частей «Обитаемого острова»;
Но этой суммы не хватит на «Аватар».
Поскольку по каждому из 12 направлений будет снят хотя бы один фильм, средний бюджет картин составит около 430 млн. рублей, что соответствует фильмам «Тарас Бульба» и «Царь». К слову, на «Уланскую балладу» потратили всего около 150 млн. рублей, а фильм «12» обошелся вдвое меньше. Так что есть, где развернуться, пипилить-подумать.
Смотрите хорошее кино, и приятной вам пятницы!
Наталья Штеле, куратор казанского сайта, журналист «АиФ»
Другие колонки автора:
Наталья Штеле: Жизнь – несправедлива, потому что…
Наталья Штеле: 13 заезженных фраз, которым никто не верит